30 марта 2022 г. экономический факультет и кафедра непрерывного образования МГОУ совместно с ГАОУ ДПО Владимирской области «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой» провели образовательный марафон по включению азов финансовой культуры в образовательный процесс дошкольников. В нём приняли участие более 450 человек из 30 регионов Российской Федерации.

Основными спикерами мероприятия стали:

 Елена Владимировна Прыкина – старший воспитатель ГБОУ Школа 1748 «Вертикаль», член рабочей группы Ассоциации развития финансовой грамотности «Дошкольное образование» (доклад «Финансовая грамотность для дошкольников»);

 Екатерина Евгеньевна Бровина – воспитатель МБДОУ «Детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (доклад «Финансовая грамотность в ДОО посредством технологии проектной деятельности»);

 Светлана Рашитовна Гарькуша – МАДОУ Детский сад №4 «ЖЕМЧУЖИНКА» г. Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области (доклад «Представление инновационного педагогического опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Бизнес-школа для дошколят»);

Екатерина Владимировна Семенкова – директор ООО Академия развития бизнеса и образовательных новаций, старший преподаватель кафедры непрерывного образования МГОУ (доклад «Важность включения финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников»);

Капустина Наталья Борисовна – коммерческий директор издательства «Вита-Пресс» (доклад «Новые подходы и материалы по финансовой культуре для дошкольников»).

Участники мероприятия получили возможность ознакомиться с практическим опытом внедрения разнообразных инструментов повышения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. Мы попросили участников и организаторов марафона поделиться впечатлениями:

Н.Б. Капустина:

-Данный марафон проводится с целью поделиться опытом с детскими садами по включению финансовой культуры в образовательный процесс дошкольников. Такие мероприятия очень важны и ценны с позиции транслирования педагогами своего опыта, а также получения дополнительных знаний.

-Е.В.Прыкина:

-В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Освоение грамотности является важнейшей задачей как для государства, так и для каждого гражданина нашей страны. Освоение основ финансовой грамотности позволяет принимать разумные финансовые решения, а также способствует достижению и улучшению личного финансового благополучия, которое позволит не только заработать и сберечь деньги, но и обеспечить личную финансовую безопасность. Экономическое воспитание на дошкольном уровне образования не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.). Мы говорим о формировании элементарных экономических навыков и основ финансовой грамотности. Именно старший возраст (5-7 лет) является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Современному педагогу необходимо идти в ногу со временем. Особенно это важно потому, что ему приходится взаимодействовать с детьми поколения Альфа. Это дети, рождённые после 2010 года, «рождённые с гаджетами в руках». Особенность этих детей — технологичность. Они не знают, каким мир был без телефона, интернета, без возможности получить ответ на вопрос в ту же минуту, имеют представления о банковских картах и виртуальных деньгах. Поколение «Альфа»  родилось и растёт в окружении мультимедийных и цифровых технологий. Современный ребенок постоянно сталкивается с миром финансов: это поход с мамой или папой в магазин, оплата картой, совершение онлайн-операций в приложениях на телефоне или планшете, заказ продуктов или товаров через онлайн-площадки и т.д. Финансовая грамотность – это одна из компетенций «человека будущего». Поэтому так важно педагогу совместно с родителями уже сейчас, с дошкольного возраста, прививать детям экономическую культуру и формировать основы финансовой грамотности.

 М.Н. Лавров, заместитель декана экономического факультета МГОУ по научной работе:

-Финансовая грамотность постепенно становится одной из ключевых компетенций современного человека, и мы понимаем, что чем раньше мы начнем её формировать у детей, тем более успешными они будут в своей дальнейшей деятельности. Именно отсутствие финансовой грамотности, к сожалению, у наших взрослых сограждан часто ведёт к нерациональным решениям, что выражается в неумении планировать семейный бюджет, закредитованности, участии в разного рода сомнительных операциях и явных финансовых пирамидах. Даже то, что мы видим сейчас – неоправданные массовые покупки ненужных на самом деле человеку товаров по завышенным ценам – следствие низкого уровня общей экономической культуры. Именно поэтому мы стараемся проводить подобные мероприятия и очень благодарны нашим спикерам, экспертам, готовым делиться своими актуальными наработками с профессиональным сообществом и всеми интересующимися темой финансовой грамотности.