Кафедра методики преподавания русского языка и литературы – одно из старейших университетских структурных подразделений. Ее создателями являются профессор А.В. Кокорев и академик А.В. Текучев, профессор А.В. Дудников, доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, впоследствии возглавивший кафедру методики преподавания русского языка и литературы. Много лет на этой кафедре работала и профессор Л.П. Федоренко, имя которой хорошо известно не одному поколению учителей русского языка и ученых-методистов. Коллектив нашей кафедры – авторы школьных и вузовских учебников, монографий, научных и учебно-методических работ. Долгие годы кафедрой руководил заслуженный учитель России почетный профессор МГОУ Е.Н. Колокольцев. С 2014 года кафедру возглавляет А.В. Шмелева.

В составе кафедры 12 преподавателей, среди которых учителя-предметники.

История кафедры

История кафедры методики преподавания русского языка и литературы связана с именами известных ученых, внесших большой вклад в ее становление и развитие. Подлинным творческим подходом к руководству коллективом кафедры была отмечена деятельность профессора Родиона Андреевича Конькова, академика Алексея Васильевича Текучева.

Почти 25 лет заведовал кафедрой крупный специалист в области преподавания русского языка доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук  СССР Алексей Виссарионович Дудников (1916-1994). Он издал свыше 120 научных трудов по широкому кругу лингвистических и методических проблем. За годы работы в университете он опубликовал такие монографические исследования и учебники, как «Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе» (1963), «Русский язык. Учебное пособие для педагогических институтов» (1974 и 1983), «Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений» (1977), «Методика преподавания грамматики в восьмилетней школе» (1977).

Длительной работой на кафедре отмечена работа крупного ученого-методиста доктора педагогических наук, профессора Лидии Прокофьевны Федоренко (1912-1995) – автора  монографий «Принципы обучения русскому языку» (1973), «Закономерности усвоения родной речи» (1984), «Анализ теории и практики методики обучения русскому языку» (1994), в которых представлено глубокое освещение теоретических вопросов, связанных с  актуальными  проблемами обучения русскому языку в средних и высших учебных заведениях. В 2003 году в связи с 90-летием со дня рождения Л.П. Федоренко кафедра издала сборник научных трудов «Современные проблемы преподавания русского языка и литературы», в котором в качестве авторов выступили многие ее ученики, оценившие высокий вклад ученого в методику русского языка ХХ века.

Свыше трех десятилетий трудилась на кафедре доктор педагогических наук, профессор Надежда Николаевна Алгазина (1922-2002). В своих трудах она уделяла внимание вопросам методики изучения орфографии и пунктуации. В 90-е годы ее увлекла идея изучения русского языка с компьютерной поддержкой, что привело к созданию авторитетных трудов «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5-7 классов» (1996) и «Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: Пособие для учащихся 5-9 классов» (1998). Под руководством Н.Н. Алгазиной была издана «Методика преподавания русского языка: Краткий конспект лекций» (1997) и «Методика преподавания русского языка: Практикум для студентов пединститутов и педуниверситетов» (1997). В 1994 году Н.Н. Алгазина была избрана действительным членом Академии информатизации образования РФ.

Большой вклад в подготовку педагогических кадров внесла доктор педагогических наук, профессор Галина Алексеевна Фомичева (1933-2004). Научные интересы ученого были связаны с проблемами развития речи обучающихся в национальных школах России, совершенствованием профессиональной подготовки студентов-филологов, использованием данных этнопедагогики при создании современных методических технологий. Г.А. Фомичевой опубликовано свыше 100 научных трудов, среди которых «Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах» (1981), «Изучение словосочетаний в восьмилетней школе» (1973) и др.

Большим учительским опытом обладал кандидат педагогических наук, доцент Александр Оскарович Орг (†2015), автор книги для учителя «Олимпиады по русскому языку», выдержавшей ряд изданий, ставшей настольным пособием учителя-словесника и получившей признание учителей, и книги «Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы» (в соавторстве, 2005, 2008).

С 1991 по 2014 год кафедрой заведовал доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Евгений Николаевич Колокольцев. Его научные интересы лежат в области взаимодействия искусств в школьном изучении литературы. Заметный вклад он внес в оснащение общеобразовательной школы учебно-наглядными пособиями: альбомами «М.Ю. Лермонтов» (1988), «А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях» (1999), учебно-методическим комплексом «Развитие речи. Русский язык. Русская словесность. Литература. Произведения изобразительного искусства» для 5-7 классов, для 8-9 классов, для 10-11 классов, слайд-альбомом с электронным приложением «Слово и изображение» (2006) и др. В соавторстве Е.Н. Колокольцевым подготовлены учебники-хрестоматии по литературе для 7 и 8 классов, учебники по литературе для 9, 10 и 11 классов, учебник-практикум для 11 класса. В сферу интересов ученого входит и школьный анализ литературного произведения. В 2021 году им опубликована монография «Произведения живописи в школьном изучении литературы», в которой рассматриваются вопросы взаимодействия словесного искусства и живописи, а в 2022 году  вышла книга «Лирика в школьном изучении», содержащая методические рекомендации по изучению лирических произведений в школе.

Долгое время на кафедре работали кандидат филологических наук, доцент Андрей Александрович Кунарев (автор подлинно энциклопедического труда «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Книга для учителя и ученика» (2004) и ряда статей, адресованных учителю-словеснику, в которых автор комментирует и дает примеры анализа «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки» Пушкина, «Что делать?» Чернышевского, пьесы «На дне» и романа «Мать» Максима Горького, стихотворений «Зимнее утро» Пушкина, «Бородино» Лермонтова и др.).

Кафедра сегодня

Сегодня одним из ведущих профессоров кафедры является доктор педагогических наук, профессор Татьяна Михайловна Воителева, ее с давних пор занимают вопросы теории и методики развития речи школьников. Свидетельством этого интереса стал учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений «Русский язык и культура речи» (написан в соавторстве с Е.С. Антоновой), утвержденный Министерством образования и науки РФ. Вопросы методики пунктуации нашли полнокровное освещение в монографии исследователя «Синтаксис и пунктуация» (2002). В 2010 году вышли в свет учебники по русскому языку для 10 и 11 классов общеобразовательной школы. В последние годы Т.М. Воителевой опубликован ряд статей, посвященных проблемам обучения русскому языку как национально-культурному феномену, формированию духовно-нравственной личности в процессе обучения родному языку. Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», Почётной грамотой Министерства образования РФ за многолетнюю педагогическую деятельность.

Доктор педагогических наук, профессор Евгения Станиславовна Антонова успешно соединяет исследование проблем методики преподавания русского языка с герменевтикой, культурологией, этнопедагогикой. Ее рабочие тетради для развития речи и мышления школьников «Тайна текста» (5-6 классы, 7-9 классы) и методические рекомендации к ним (2000-2001) нашли широкое применение в практике обучения русскому языку и завоевали широкое признание учительства. Студентам факультета русской филологии Е.С. Антонова адресовала учебное пособие «Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход» (2007), в котором рассматриваются общие вопросы методики преподавания русского языка и предлагается технология методической деятельности ученика.

Доктор педагогических наук, профессор Ирэн Юрьевна Гац успешно реализует модернизацию обучения школьников русскому языку, занимается адаптивной лингвистической подготовкой школьников, технологиями работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологиями актуализации мотивационного потенциала образовательной среды вуза. И.Ю. Гац – автор проекта, поддержанного грантом МГОУ, «Лингвометодическое обеспечение деятельности учителя русского языка Московской области». Автор проекта методической лаборатории «Modus operandi» (инициативная деятельность).

Кандидат филологических наук, профессор Ирина Викторовна Текучева изучает историю методики преподавания русского языка

Научные интересы кандидата филологических наук, доцента Луизы Леонидовны Федотовой лежат в области изучения творчества русских писателей XVIII-XIX вв. и проблем преподавания русской литературы в школе.

Труды кандидата педагогических наук, доцента Ольги Николаевны Марченко посвящены вопросам изучения русского языка в полиэтнических классах, актуальным вопросам преподавания русского родного языка.

С 2014 года кафедрой методики заведует Анна Вячеславовна Шмелева, автор более 150 работ по истории педагогики, истории методики и литературоведению. Под руководством А.В. Шмелевой кафедра реализует основные образовательные программы, принимает участие в разработке рабочих программ дисциплин, организует прохождение разных видов практик, включая педагогическую, с целью овладения студентами-практикантами профессиональными умениями и навыками.

Традиции научно-методической школы кафедры сегодня успешно продолжают молодые сотрудники кафедры доцент Мария Анатольевна Дорожкина, доцент Наталия Михайловна Якушкина и старший преподаватель Наталья Владимировна Казанская.

Методика преподавания русского языка и методика преподавания литературы как научные дисциплины вооружают учителя словесности планом и системой обдуманных действий, обеспечивающих успешность изучения школьниками русского языка, русской словесности и литературы.

Деятельность кафедры

Кафедра реализует учебные, учебно-методические, научно-исследовательские и научно-методические задачи.

Преподаватели кафедры ежегодно создают и обновляют рабочие программы учебных дисциплин и практик, фонды оценочных средств и методические рекомендации в соответствии с требованиями федеральных стандартов, проводят учебные занятия на высоком профессиональном уровне, сочетая традиции и передовые технологии в практике преподавания дисциплин. Преподаватели кафедры осуществляют руководство курсовыми  и выпускными квалификационными работами бакалавров, магистерскими и кандидатскими диссертациями.

Кафедра ежегодно публикует свои материалы в журналах, входящих в реестр ВАК, Scopus, Web of Science; издает учебники для школ, входящие в Федеральный перечень рекомендованных учебников; учебные и учебно-методические пособия для учителей-словесников и преподавателей вузов, хрестоматии, монографии, выпускает сборники научных работ.

Кафедра организует международные и всероссийские конференции, круглые столы, конкурсы для обучающихся.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в деятельности профессиональной организации – Ассоциация педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» (президент Ассоциации – заведующий кафедрой А.В. Шмелева).

Кафедра проводит семинары (вебинары) по совершенствованию технологий обучения русскому языку и литературе и созданию объединений педагогов в школах, включенных в реализацию мероприятий, направленных на повышение качества образования в общеобразовательных организациях Московской области, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».

Члены (проф. Т.М. Воителева, проф. И.В. Текучева, проф. Е.Н. Колокольцев) являются членами Диссертационного совета по методике преподавания русского языка и литературы.

Профессора кафедры Т.М. Воителева, И.Ю. Гац, Е.Н. Колокольцев  являются академиками Международной академии наук педагогического образования.

Кафедра успешно реализует инновационные технологии в своей профессиональной деятельности в сочетании с традициями научно-методической школы кафедры. Педагогический состав кафедры активно использует следующие инновации в образовательном процессе:

проектные технологии как стимулирование интереса студентов к активному научному педагогическому процессу посредством проектной деятельности;

современные информационные технологии с целью качественного формирования и использования информационных ресурсов в соответствии с потребностями современного образования;

тестовые технологии для получения объективного результата обучения, оперативности обратной связи, разнообразия способов проверки результатов обучения, удобство получения статистики результатов обучения;

технологию знаково-конкретного обучения как форму активного обучения, направленную на профессиональную подготовку студентов и реализуемую посредством системного использования профессионального контекста;

технологию развития критического мышления как систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью;

проблемно-диалогическую технологию, в основе которой – исследовательская деятельность обучающихся на основе проблемного метода;

проектную деятельность в процессе обучения русскому языку с целью формирования умения организовывать проектную деятельность на уроке русского языка и литературы;

технологию проблемного обучения с целью стимулирования самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, решение учебно-профессиональных задач;

метод активного проблемно-ситуативного анализа – Case-study (решение конкретных (реальных) задач – ситуаций, кейсов), позволяющий усилить практическую ориентацию профессионального образования, установить связь между теорией и профессиональными действиями будущих учителей, активизировать их познавательную, творческую, общекультурную деятельность;

активная самостоятельная деятельность студентов в процессе решения кейсов способствует усвоению знаний и развитию как профессиональных, так и общекультурных компетенций;

участие в апробации цифровых инструментов Фоксфорд при обучении русскому языку;

кейс-технологию; технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, ИКТ как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

Кафедра успешно реализует программы повышения квалификации учителей-словесников.

Учебно-методическая работа

Кафедра обеспечивает подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных бакалавров, магистров и аспирантов, конкурентоспособных на рынке труда, владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной инновационной работе в сфере образования и науки на уровне современных образовательных стандартов, готовых к профессиональному научно-исследовательскому росту, социальной и профессиональной мобильности.

Преподаватели кафедры являются авторами и соавторами учебников, учебно-методических пособий и комплексов по русскому языку и литературе, по методике преподавания русского языка и литературы, а также контрольно-измерительных материалов (ЕГЭ и ГИА).

В процессе проведения учебных занятий преподаватели кафедры применяют современные технологии Web 2.0, Moodle, библиотечные системы, крупные российские образовательные проекты «Лекториум» и «Универсариум».

Преподаватели кафедры руководят всеми видами практик студентов и магистрантов – производственной, педагогической, преддипломной, научно-исследовательской и научно-педагогической; успешно сотрудничают с учителями-словесниками образовательных учреждений Москвы и Московской области.

Темы научных исследований

присвоения государственного номера ЦИТиС

и внедрением в практику образования 

«Научно-методическое изучение школьных учебников по русскому языку»;

«Методическое сопровождение педагогического образования в современном классическом университете».

Основные задачи кафедры

Обеспечение учебного процесса, реализация учебно-методической, научно-исследовательской работы, проведение всех видов учебной работы по дисциплинам кафедры;

организация и проведение учебной и научно-методической работы по учебным дисциплинам, учебными планами и программами, организация практик, руководство научной деятельностью, проведение научных исследований по профилю кафедры, подготовка научно-педагогических кадров;

построение учебного процесса с учетом инновационных подходов и технологий преподавания учебных дисциплины; осуществление комплексного методического обеспечения учебных дисциплин, подготовка необходимых материалов для проведения всех видов учебных занятий;

повышение научно-методического и педагогического мастерства ППС кафедры.

Научно-методическая деятельность

Гендерный подход в обучении: формы и методы реализации;

Методика речевого развития школьников;

Создание учебников по русскому языку и русскому языку как неродному;

Информационно-коммуникационные технологии в обучении, лингвистическая подготовка школьников в условиях модернизации отечественного образования;

Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы;

Лингводидактические основы обучения русскому языку как неродному;

Разработка тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ, создание школьного учебника по русскому языку; и др.

Профессиональные интересы

Создание хрестоматий и учебно-методических пособий для образовательных организаций;

Создание школьных и вузовских учебников и учебно-методических пособий;

Разработка учебно-методических комплексов;

Создание иллюстративных альбомов, учебно-наглядных пособий;

Создание контрольно-измерительных материалов, сборников упражнений и тестов по русскому языку; и др.

Мастер-классы

«Развитие речи учащихся на уроках литературы» (проф. Е.Н. Колокольцев);

«Методическая система обучения русскому языку» (проф. И.В. Текучева);

«Понятийный аппарат процесса контроля и оценивания уровня учебных достижений школьников» (проф. И.В. Текучева);

«Функциональная грамотность в современном образовании» (проф. А.В. Шмелева);

«Обучение родному языку» (проф. Т.М. Воителева);

«Развитие речи учащихся на уроках русского языка» (проф. Т.М. Воителева);

«Моделирование проектной деятельности» (доц. О.Н. Марченко);

«Учебник как основное средство обучения русскому языку в школе» (проф. И.В. Текучева); и др.

 

Основные публикации  (монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные статьи, сборники научных материалов по итогам научных мероприятий, доклады, тезисы, отчеты)  за 2021 год

Научные статьи

Шмелева А.В. Византийский след в истории России. К вопросу о развитии гуманитарных знаний // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сборник научных трудов / отв. ред. О.В. Розина. – Электрон. издание. – М.: МГОУ, 2021. -268с. С.246-254.

Шмелева А.В., Текучева И.В., Громова Л.Ю. Информационно-коммуникационные технологии как средство обучения пониманию текста // Перспективы науки, 2021. №7 (142). С.107-109.

Anna Shmeleva, Irina Tekucheva, Liliya Gromova. Teaching to understand a written text as a methodical problem // E3S Web of Conferences Volume 210 (2020). Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020) Divnomorskoe village, Russian Federation, August 19-30, 2020) /  E3S Web Conf. Volume 210, 2020 Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020). Article Number 21004. Number of page(s) 9. Section The Semantics of Sustainability DOI https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021021004 Published online 04 December 2020

Шмелева А.В., Федотова Л.Л. Взаимодействие культур как критерий эффективности иноязычной коммуникации // Военно-гуманитарный альманах. Серия «Лингвистика». Выпуск 6. Материалы XV Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации «Язык. Коммуникация. Перевод». – М.: Военный университет Минобороны России, 2021. -719с.  С.360-366.

Воителева Т.М. Родной язык как форма выражения национальной культуры // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова. – М., 2021. -322. С.35-39.

Воителева Т.М. Анализ текста как основа речевого моделирования // Материалы Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием «Лингвистическое моделирование в теории коммуникации». Грозный, 15-17 января 2021 года. – Грозный: Изд-во ЧГПУ, 2021. -319с. С.42-47.

Гац И.Ю. Функция креолизованного текста в обучении школьников языку и речи // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сб. науч.ст. V Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2021. -502с. С.172-176.

Gats I.Yu. Developing methodological Think-ing of Russian Language Teachers in the age of digitalization // Selection and peer-review under responsibility of the Organizing Committee of the conference, 2021.

Марченко О.Н. Формирование лингвистической компетенции в школьном курсе русского языка // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 25 февраля 2021 г.).  отв. ред. О.В. Шаталова. – М., 2021. -322. С.158-164.

Марченко О.Н. Обучение речевому поведению в диалоге культур: методический аспект // Материалы Всероссийской научной онлайн-конференции с международным участием «Лингвистическое моделирование в теории коммуникации». Грозный, 15-17 января 2021 года. — Грозный: Изд-во ЧГПУ, 2021. -319с. С.104-110.

Текучева И.В. The Influence of BYOD Concept on Development of Learning Process in Universities//Current context of education and psychology in Europe and Asia.e-ISSN 2310-4635/May. 2021, Vol. 9, SPE (3), e1271 ISSN 2307-7999  http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE3.1271 (Sokolova A.P., Gromova L.Yu.,Tekucheva I.V., Kocherevskaya L.B.,  Dmitrieva E.G.)

Текучева И.В. (соавт. Громова Л.Ю., Шумкина О.Н.). Обучение пониманию текста в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся // Глобальный научный потенциал. 2021.№ 4. С.79-84.

Текучева И.В. (соавт. Громова Л.Ю.). Об учебной дисциплине «Методика русского языка» в Императорском женском педагогическом институте в Петербурге (1903-1918) // Перспективы науки. 2021. № 4. С.60-63.

Текучева И.В. Возможности электронного учебного курса в профессиональной подготовке бакалавров к аудированию научной речи // Перспективы науки. 2021. № 2.С.35-40.  (соавт. Баранова О.В.)

Текучева И.В. О видах смыслового чтения на уроках русского языка // История и современность филологических наук. Сб. статей по материалам Международной научной конференции Московского городского педагогического университета. Том 1. Лингвистика. Методика преподавания филологических дисциплин. – М.: Книгодел, 2021. С.284-289.

Текучева И.В. Основные вопросы обучения письму и чтению в лекциях по методике преподавания русского языка на Киевских высших женских курсах в начале ХХ в. // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова. – М., 2021. -322. С.353-358.

Текучева И.В. Вопросы обучения орфографии в лекциях Н.К. Кульмана в женском педагогическом институте (1903-1918) // Русский язык: история, диалекты, современность (вып. ХХ). Сборник научных статей, посвященный 30-летнему юбилею кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ. — М.: ИИУ МГОУ, 2021. -226с. С.195-201.

Федотова Л.Л. Адаптация заимствований в русском языке: эволюционный контекст // Военно-гуманитарный альманах. Серия «Лингвистика». Выпуск 6. Материалы XV Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации «Язык. Коммуникация. Перевод». – М.: Военный университет Минобороны России, 2021. -719с.  С.98-95.

Якушкина Н.М. Искусство художественного слова // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: материалы Международной научной конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора Войловой К.А. (г. Москва, 25 февраля 2021 г.) / отв. ред. О.В. Шаталова. – М., 2021. -322. С.318-321.

Справочные издания

Гац И.Ю. Универсальный словарь русского языка для школьников: свыше 5000 словарных статей. – М.: Просвещение, 2021. -860с.

Текучева И.В. Русский язык в таблицах и схемах. 5-9 классы. Учебное пособие. – М.: АСТ, 2021. -141с.

Текучева И.В. ОГЭ. Русский язык в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. 5-9 классы. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2021. -146с.

Текучева И.В. Русский язык. Краткий справочник в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Учебное пособие. – М.: АСТ.2021. -150с.

Текучева И.В. ЕГЭ. Русский язык в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2021. -162с.

Учебные и методические пособия

Практикум по развитию коммуникативной компетентности школьников и студентов: Учебное пособие к Хрестоматии «Образ женщины в русской литературе. Первая половина XI – начало XXI века» / Под ред. Л.Ю. Максимовой. Сост. М.Ю. Черепанова, Т.В. Савичева, А.В. Шмелева, Д.Д. Земскова. – М.: МКК ПВ МО РФ; Когито-Центр, 2020. -176с.

Текучева И.В. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс. – М.: АСТ, 2021. -101с.

Программа «Русский родной язык». 5-9 классы. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. -152с. (ФГОС. Инновационная школа)

Методическое пособие к учебнику «Русский родной язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций» / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. (ФГОС. Инновационная школа)

Методическое пособие к учебнику «Русский родной язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций» / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. (ФГОС. Инновационная школа).

Методическое пособие к учебнику «Русский родной язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций» / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. (ФГОС. Инновационная школа)

Методическое пособие к учебнику «Русский родной язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций» / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. (ФГОС. Инновационная школа)

Методическое пособие к учебнику «Русский родной язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций» / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. (ФГОС. Инновационная школа)

Учебники

Русский родной язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: Учебник / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, И.В. Текучева, Л.Г. Смирнова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019 (2021). -160с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Русский родной язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: Учебник / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020 (2021). -160с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Русский родной язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: Учебник / Авторы Т.М. Воителева. О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020 (2021). -112с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Русский родной язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: Учебник / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020 (2021). -112с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Русский родной язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: Учебник / Авторы Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020 (2021). -120 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. -272с. (Авторы И.В. Текучева, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.)

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. -255с. (Авторы: И.В. Текучева, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др.)

Русский язык. Учебник для 11 класса / Авторы Т.М. Воителева, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ИЦ «Академия», 2020 -336с.

Русский язык. Учебник для 10 класса / Авторы Т.М. Воителева, Л.Г. Смирнова. И.В. Шамшин. – М.: ИЦ «Академия», 2020 -320с.

Шмелева Анна Вячеславовна
Заведующий кафедрой
Кандидат филологических наук
Доцент
Антонова Евгения Станиславовна
Профессор
Доктор педагогических наук
Профессор
Воителева Татьяна Михайловна
Профессор
Доктор педагогических наук
Профессор
Гац Ирэн Юрьевна
Профессор
Доктор педагогических наук
Доцент
Текучева Ирина Викторовна
Профессор
Кандидат филологических наук
Профессор
Шмелева Анна Вячеславовна
Профессор
Кандидат филологических наук
Доцент
Дорожкина Мария Анатольевна
Доцент
Кандидат филологических наук
Марченко Ольга Николаевна
Доцент
Кандидат педагогических наук
Доцент
Федотова Луиза Леонидовна
Доцент
Кандидат филологических наук
Доцент
Якушкина Наталия Михайловна
Доцент
Кандидат филологических наук
Казанская Наталья Владимировна
Старший преподаватель
Супрунова Анна Витольдовна
Старший преподаватель
Золотухина Полина Сергеевна
Ассистент
Яковлев Матвей Евгеньевич
Ассистент