Кафедра истории русского языка и общего языкознания как самостоятельное структурное подразделение появилась на факультете русской филологии в 1991 году, выделившись из кафедры русского языка, и призвана обеспечить преподавание общепрофессиональных и специальных (профильных) дисциплин в рамках подготовки бакалавров, магистров, аспирантов по образовательным программам, реализуемым на факультете русской филологии МГОУ. Кафедра имеет богатую научную биографию, в составе кафедры в разное время работали крупные специалисты в области славянского и общего языкознания, исторической русистики, диалектологии Н.А. Кондрашов, А.Ф. Войтенко, Л.П. Рупосова. С момента создания до настоящего времени кафедру возглавляет Л.Ф. Копосов, профессор, доктор филологических наук, действительный член Международной педагогической академии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, автор работ по истории русского языка, а также программ и учебных пособий для вузов и школ. Профессорско-преподавательский состав кафедры – профессора Л.Ф. Копосов, О.В. Никитин, Н.Х. Низаметдинова, доценты А.В. Войтенко, И.В. Кондарина, Ю.В. Коренева, старший преподаватель О.В. Ряховская и ассистент Б.Б. Ильин – на высоком профессиональном уровне обеспечивают подготовку студентов. Кафедра имеет широкие научные связи с разными вузами России и мира, осуществляя свою научно-образовательную деятельность в разных областях русского и общего языкознания.
Основная цель кафедры:
в рамках реализации учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы состоит в подготовке востребованных работодателями квалифицированных специалистов, комплексно подходящих к решению профессиональных задач и нацеленных на эффективное осуществление профессиональной деятельности, а также на конструктивное взаимодействие в корпоративной и общественной среде, обладающих высококачественными характеристиками речевого поведения, социальной мобильностью, имеющих развитые собственно профессиональные и метапредметные компетенции. Для обеспечения процесса подготовки обучающихся кафедра занимается разработкой проблематики актуальных в современной лингвистике вопросов диахронической русистики, теории языка и коммуникации, психо- и социолингвистики.
Задачи кафедры:
- разработка и обновление образовательных и рабочих программ дисциплин для подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в соответствии с учебным планом каждого направления (в том числе профиля, программы, направленности);
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетным направлениям области специализации преподавателей вузов;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по дисциплинам кафедры в соответствии с требованиями ФГОС и учётом новых научных данных;
- проведение научно-исследовательских работ, направленных на изучение лингвистической проблематики по профилю кафедры, а также внедрение результатов такой работы в образовательный процесс;
- организация и руководство научно-исследовательскими работами (подготовка научных исследований бакалавров, магистрантов и аспирантов в рамках учебного процесса, в том числе направленных на участие в различных научных мероприятиях вузовского, общероссийского и международного уровней).
Перспективы развития кафедры
В сфере системного академического образования:
- продолжение работы в области научной темы кафедры;
- научные публикации в рейтинговых научных журналах РИНЦ, ВАК, Scopus, WoS по вопросам исследований памятников русской письменности как важнейшего источника изучения истории русского языка и духовной культуры русского народа; по вопросам русской и общей семантики в синхронии и диахронии, русской исторической лексикологии и словообразования; по теоретическим вопросам общего и русского языкознания; по вопросам систематизации говоров Московской области; по вопросам общей и русской ономастики; по вопросам изучения языковой личности человека и его речевого поведения в рамках коммуникативистики, психо- и социолингвистики, анализа различных текстов (в том числе медиа-продуктов);
- развитие и совершенствование форм, методов и инновационных технологий образовательного процесса, в том числе адаптация материалов образовательного процесса для дистантного и очно-дистантного формата;
- учебно-методическое обеспечение новых учебных дисциплин на открывающихся профилях бакалавриата и программах магистратуры (при условии их открытия);
- актуализация тематики ВКР выпускников бакалавриата, магистратуры и НКР аспирантов в соответствии с задачами их программ обучения и актуальными потребностями современного рынка труда, в том числе современной школы;
- развитие, поддержание и организация научных контактов кафедры с другими научными и образовательными организациями в целях обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ППС кафедры, так и вовлеченных в научную работу студентов.
В сфере научно-исследовательской деятельности и бизнес-коммуникации:
- формирование и развитие партнерских связей с профессиональными Ассоциациями и организациями-работодателями по направлениям деятельности кафедры;
- организация и развитие взаимодействия с работодателями Московской области в процессе реализации образовательных программ кафедры;
- организация работы со студентами по привлечению их к выполнению научно-исследовательской деятельности, проведение конференций, научных семинаров, круглых столов по актуальным вопросам русского и общего языкознания;
- организация проведения научных исследований и публикация их результатов в научных статьях в высокорейтинговых журналах.