Воспитательная работа со студентами является органической составляющей процесса качественной профессиональной подготовки специалистов. Ее цель состоит в создании на факультете социовоспитывающего пространства, активно содействующего формированию гражданской позиции студентов, их позитивных культурно-ценностных ориентаций, личностно-ценностного отношения к образованию, сохранению и приумножению традиций университета, выработки умений конструктивного поведения в студенческой жизни, профессиональной сфере деятельности и на рынке труда.

Цель воспитательной работы – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации в созидательной деятельности для удовлетворения потребностей в нравственном, культурном, интеллектуальном, социальном и профессиональном развитии.

Задачи воспитательной работы:

– развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям;

– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

– воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремлённости и ответственности в деловых отношениях;

– обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

– выявление и поддержка талантливой молодёжи, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;

– формирование культуры и этики профессионального общения;

– воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;

– повышение уровня культуры безопасного поведения;

– развитие личностных качеств и установок (ответственности, дисциплины, самоменеджмента), социальных навыков (эмоционального интеллекта, ориентации в информационном пространстве, скорости адаптации, коммуникации; умения работать в команде) и управленческими способностями (навыков принимать решения в условиях неопределённости и изменений, управления временем, лидерства, критического мышления).

Воспитательная работа на факультете осуществляется, как элемент молодежной политики, реализуемой в МГОУ. Воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса на экономическом факультете. Она проводится в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы на учебный год по каждому направлению подготовки, реализуемому на факультете по следующим основным направлениям:

  1. Гражданское воспитание
  2. Патриотическое воспитание
  3. Духовно-нравственное воспитание
  4. Профессионально-трудовое воспитание
  5. Физическое воспитание
  6. Научно-образовательное воспитание
  7. Развитие социальной активности обучающихся и органов студенческого самоуправления.
  8. Психолого-консультативная и социальная поддержка обучающихся, в том числе инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Экологическое воспитание.
  10. Культурно-просветительское воспитание.

Принципы воспитательной работы:

 системность и целостность, учёт единства и взаимодействия составных частей воспитательной системы (содержательной, процессуальной и организационной);

 природосообразность (как учёт в образовательном процессе индивидуальных особенностей личности и зоны ближайшего развития), приоритет ценности здоровья участников образовательных отношений, социально-психологическая поддержка личности и обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

 культуросообразность образовательной среды, ценностно-смысловое наполнение содержания воспитательной системы и организационной культуры, гуманизация воспитательного процесса;

 субъект-субъектные взаимодействия (взаимоотношения) в системах «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – академическая группа», «обучающийся – преподаватель», «преподаватель – академическая группа»;

 приоритет инициативности, самостоятельности, самореализации обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, социального партнёрства в совместной деятельности участников образовательного и воспитательного процессов;

 соуправление как сочетания административного управления и студенческого самоуправления, самостоятельность выбора вариантов направлений воспитательной деятельности;

 соответствие целей совершенствования воспитательной деятельности имеющимся и необходимым ресурсам;

 информированность, полнота информации, информационного обмена, учёт единства и взаимодействия прямой и обратной связей.

Виды деятельности обучающихся в воспитательной среде факультета:

Проектная деятельность имеет творческую, научно-исследовательскую и практико-ориентированную направленность, осуществляет развитие проектного мышления на основе активизации интереса обучающихся к их большей самостоятельности. Проектное обучение способствует социализации обучающихся при решении задач проекта, связанных с удовлетворением потребностей общества.

Проектная деятельность реализуется через:

–  организационные проекты (Молодёжный форум «Расширяя горизонты»);

–  социальные проекты («Наследники Победы», Клуб межкультурной коммуникации «МГОУ Global», «Школа эффективного общения», Фестиваль дружбы народов «Под небом единым»);

–  образовательные проекты (Молодёжный лагерь выходного дня «Время первых», онлайн-курс «Проект за 30 дней: от идеи к реализации», Школа актива [ВМАштабе]);

–  телекоммуникационные проекты («Project Who», Медиашкола «Цех»);

–  арт-проекты (конкурс «Талисман МГОУ», арт-кафе).

Волонтёрская (добровольческая) деятельность широкий круг направлений созидательной деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.

Индивидуальное и групповое добровольчество осуществляется на базе Волонтёрского центра МГОУ через деятельность и адресную помощь, что способствует социализации обучающихся, реализации их инициатив, развитию личностных и профессиональных качеств, освоению новых навыков.

Направления добровольческой деятельности обучающихся:

п/п

Направление добровольческой деятельностиМероприятие
1.добровольческая (волонтёрская) деятельность в области образованияУчастие в работе школы «Я — волонтёр МГОУ»;

организация и проведение Дня открытых дверей

2.добровольчество (волонтёрство) в сфере гражданско-патриотического воспитанияпомощь в проведении мероприятий для инвалидов-колясочников «Колесница Победы», адресная помощь ветеранам, возложение цветов
3.добровольчество (волонтёрство) в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населенияучастие в региональной акции «Мы рядом»;

организация благотворительной ярмарки «Мы вместе»

4.добровольчество (волонтёрство) в сфере культурыучастие в организации и проведении Российской национальной премии «Студент года»
5.добровольчество (волонтёрство) в сфере физической культуры и спортаучастие в организации и проведении Региональной гонки «Путь к Победе», организация и помощь в проведении массовых соревнований по бегу «Осенний детский забег» и «Марьинский полумарафон» и др.
6.добровольчество (волонтёрство) в сфере охраны природыпроект «Добрые крышечки», сбор макулатуры, акция «Свеча памяти», Всероссийская экологическая акция «Вода России»
7.добровольчество (волонтёрство) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуацийинтерактивная лекция «Правила пожарной безопасности на природе»
8.добровольчество (волонтёрство) в сфере обеспечения доступности правовой поддержки населенияучастие в добровольческом проекте «Помочь можно на расстоянии»
9.добровольчество (волонтёрство) по месту жительстваорганизация и проведение акции «Дед Мороз приходит в дом»
  • Учебная и научно-исследовательская деятельность. За период обучения каждый обучающийся самостоятельно под руководством преподавателя готовит ряд различных работ: докладов, рефератов, курсовых, выпускную квалификационную работу. Именно в период сопровождения преподавателем учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающегося происходит их субъект-субъектное взаимодействие, выстраиваются исследовательский и воспитательный процессы, результатом которых является профессиональное становление личности будущего специалиста.

Важным становится воспитание профессиональной культуры, культуры труда и этики профессионального общения.

На экономическом факультете функционирует Студенческое научное общество, объединяющее студентов, магистрантов и аспирантов, учёных и исследователей, интересующихся научными вопросами и исследованиями в различных областях науки.

Ежегодно проводятся научно-образовательные семинары и практикумы по различным научным направлениям на межпредметной основе, в которых принимают участие обучающиеся и преподаватели, приглашённые учёные и общественные деятели (фестиваль науки, циклы мастер-классов, семинаров и лекций о роли науки и образования, проблемах исследований, особенностей подготовки статей для конференций и сборников, подготовка и издание сборников, включающих студенческие статьи).

Для формирования личностных и профессиональных компетенций у обучающихся обеспечивается участие в работе тематических школах («Школа тьютора проектной деятельности», «Школа СНО» и др.).

Большое внимание уделяется развитию у обучающихся критического, креативного, ассоциативного мышления. С этой целью при поддержке Университета 20.35 реализуется проект «Онлайн клуб мышления МГОУ».

Обучающиеся факультета принимают участие в работе Клуба интеллектуальных игр, члены которого активно участвуют во Всероссийских турнирах («Ворошиловский стрелок», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»), а также проводят синхронные чемпионаты на базе университета. Для обучающихся первых курсов ежегодно проводится интеллектуальная игра «Скрытый смысл», разработанная силами обучающихся старших курсов.

  • Студенческое международное сотрудничество. Международное сотрудничество – это одно из приоритетных направлений деятельности университета. Факультет участвует в совместных проектах, реализуемых МГОУ с университетами Республики Беларусь, Китая, Германии, Франции, Италии, Чехии, Финляндии и других стран.
  • Деятельность органов студенческого самоуправления (Совета обучающихся экономического факультета)

Студенческое объединение – это добровольное объединение обучающихся, создаваемое с целью самореализации, саморазвития и совместного решения различных вопросов улучшения качества студенческой жизнедеятельности.

Студенческое объединение выстраивается на принципах добровольности и свободы выбора, партнёрства и равенства, гласности и открытости.

Студенческие объединения по направлениям деятельности:

  • научно-исследовательские (Студенческое научное общество);
  • творческие (команда КВН);
  • спортивные (сборная команда экономического факультета по футболу);
  • общественные (профком);
  • волонтёрские (группа добровольцев в составе Студенческого совета обучающихся);
  • информационные (ЭКОНОМ ТВ, #on4floor, Студенческий совет #ЭФМГОУи др.);
  • профессиональные (участники студенческих отрядов РСО);
  • патриотические («Ильинский рубеж», лаборатория историко-познавательного туризма);
  • межкультурные (Клуб межкультурной коммуникации «МГОУ Global»).

  • Досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий

Досуговая деятельность обучающихся рассматривается:

  • как пассивная деятельность в свободное время (созерцание, времяпровождение, соревнования по компьютерным играм, виртуальный досуг (общение в сети Интернет), чтение, дебаты, тематические вечера, интеллектуальные игры и др.);
  • активная деятельность в свободное время (физкультурно-спортивная деятельность, туристские походы, игры на открытом воздухе, флешмобы, квесты, реконструкции исторических сражений и др.).

Досуговая деятельность способствует самоактуализации, самореализации, саморазвитию и саморазрядке личности, самопознанию, самовыражению, самоутверждению и удовлетворению потребностей личности через свободно выбранные действия, проявлению творческой инициативы, укреплению эмоционального здоровья.

Механизмами организации досуговой деятельности обучающихся могут выступать:

  • формирование культуросообразной (социокультурной) среды, соответствующей социально-культурным, творческим и интеллектуальным потребностям обучающихся;
  • расширение функций студенческих объединений;
  • развитие института кураторства;
  • вовлечение обучающихся в различные виды деятельности и объединения обучающихся и др.
  • Вовлечение обучающихся в профориентацию, день открытых дверей и др.

Профориентационная деятельность на экономическом факультете занимает значительное место, поскольку способствует обеспечению приёмной кампании и привлечению потенциальных абитуриентов.

Обучающиеся вовлечены в профориентационную работу с потенциальными абитуриентами, принимают участие во взаимодействии с образовательными организациями по организации и проведению профориентационной работы, педагогической практики, лекций, мастер-классов по направлению и профилю подготовки, участие обучающихся в ярмарках вакансий и иных мероприятий, содействующих трудоустройству. Работают в приёмной комиссии в период летних каникул в качестве волонтёров, технических секретарей.

Привлечение обучающихся в профориентационную деятельность способствует повышению авторитета МГОУ для обучающихся, повышению их мотивации к освоению выбранной профессии и интереса к конкретному виду трудовой деятельности, развитию ответственности за организацию и проведение событийного мероприятия, получению нового опыта деятельности, освоению дополнительных навыков и социальных ролей.

Вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность. Занятие предпринимательской деятельностью даёт преимущественные возможности для самореализации личности и обеспечивает более высокий уровень дохода.

Факультет оказывает поддержку студенческому инновационному предпринимательству, сопровождает студенческие предпринимательские проекты, проводит обучающие мероприятия, привлекает обучающихся в деятельность центров инновационного предпринимательства, проектные мастерские, курирующие генерацию и защиту различных студенческих проектов, в том числе бизнес-проектов.

Стратегической целью воспитательной системы факультета является переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию гуманитарной (социокультурной), педагогически воспитывающей среды, единого воспитательного пространства как системообразующего фактора.