Факультет технологии и предпринимательства ведёт свою историю с индустриально-педагогического факультета, открытого МОПИ им. Н.К. Крупской, приказ № 646 от 15.09.1960 года.

Факультет был организован на базе кафедры общетехнических дисциплин при физико – математическом факультете.

В июле 1960 года на основании приказа Министерства просвещения РСФСР №1017 5/0-13 от 14.07.60 г. были переведены студенты I курса индустриально-педагогического факультета, педагогического института им. Потемкина, а так же был проведен набор на специальность «физика и основы производства» на 1,2 и 3 курс. Первым деканом ИПФ был назначен доцент кафедры педагогики Андрей Степанович Лында, автор ставших уже классическими учебников по методике трудового обучения, ученый, открывший дорогу в педагогическую науку десяткам исследователей.

В 1964 г. на посту декана факультета А.С. Лынду сменил профессор Анатолий Николаевич Минаев, возглавлявший кафедру общетехнических дисциплин и индустриально-педагогический факультет до своей смерти в апреле 1979 года.

60-80-е годы – это бурное развитие всех лабораторий, большие наборы на дневное, вечернее и заочное отделение факультета. Большой вклад в развитие факультета внесли профессоры М.А. Григорьев и доценты З.А. Алферьева, М.Д.Гаврилин, С.К. Галишников, М.Б. Лобач – Жученко, В.С. Зиновьев, Л.П. Антонов, старшие преподаватели Н.Н. Лысенков, С.И. Солдатов, В.Л. Бабкина.

Необходимо отметить, что в 70-80 гг. учебная деятельность преподавателей факультета сопровождалась проведением хозрасчетных научных исследований под руководством проф. А.Н. Минаева, доц. В.Н. Назарова, доц. В.П. Новикова и др. – спектр которых включал исследования проблем аэроакустики, теплопередачи, виброметрии, акселерометрии, физики твердого тела.

В апреле 1979 года ушел из жизни проф. А.Н. Минаев, факультет тяжело переживал этот период.

В 1980 году деканом факультета стал. доц. Ю.В. Калинин. В этот период факультет включал три кафедры: кафедра общетехнических дисциплин, кафедра математики для нематематических специальностей, кафедра физики для нефизических специальностей.

Развитие факультета привело к выделению в 1983 году из кафедры общетехнических дисциплин новых кафедр. Создана ставшая впоследствии общеуниверситетской кафедра информатики и вычислительной техники под руководством проф. Я.А. Ваграменко. Факультет стал готовить учителей трудового обучения и общетехнических дисциплин с дополнительной специальностью «информатика». Также были созданы кафедры машиноведения ( зав. кафедрой проф., д.т.н С.А. Ярхо), основ производства (зав. кафедрой проф. , д.т.н. И.Н. Поландов), методики трудового обучения – (зав. кафедрой проф., д.п.н. Э.Д. Новожилов). Создание кафедры методики трудового обучения послужило основой развития совершенствования методической подготовки выпускника.

В этот период работали В.М. Устинов, В. И. Неудахин, В. Н. Лазарев, В.Широбоков, В. Г. Козлов. Подготовка осуществлялась по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Количество студентов на курсе достигало 200 – 250 человек. Наш факультет одним из первых начал проводить подготовку выпускников заочной формы с сокращенными формами обучения. В эти годы большая работа выполнялась по подготовке кадров для профессионального образования Московской области. Впервые была опробована система приема абитуриентов — целевиков на основе собеседования.

В эти годы проводилась большая работа по связи нашего факультета с факультетом политехники высшей педагогической школы г. Галле ГДР, в рамках которой осуществлялся широкий обмен студентами, методической продукцией, проводились научные дискуссии.

Начало 90-х годов для высшей школы, как и для всей страны, характеризовалось наличием серьезных кризисных явлений.

В условиях практически полного отсутствия финансирования учебного процесса, факультет не только выжил, но, используя внутренние ресурсы, внедряя результаты разработки динамической модели подготовки специалиста, привлекая новых сотрудников, открывая новые направления подготовки, стал современным звеном в общеуниверситетской структуре.

В 1991 году деканом факультета технологии и предпринимательства стал Николай Николаевич Лавров.

Изменение системы трудовой подготовки школьников, введение в 1993 году в жизнь школы образовательной области «технология» привело к началу подготовки на факультете учителей технологии предпринимательства. Следует подчеркнуть, что современная подготовка учителя, способного осуществлять трудовое обучение школьников, преподавать информационные технологии, графику, основы экономики и бизнеса и другие, была бы невозможна в надлежащем объеме без огромной научно-исследовательской и практической работы, проводимой на факультете в предшествующие годы.

Признанием этого факта является постоянная работа сотрудников факультета в Научно-методических Советах и Учебно-методических объединениях по трудовому обучению, технологии и предпринимательству, союзных и российских министерств образования, председателем которых в ранние годы были профессор А. Н. Минаев, профессор Я. А. Ваграменко, профессор Э.Д. Новожилов, профессор А.Н. Поландов, профессор Л. Н. Анисимова, профессор Н. Н. Лавров.

В 80 – 90-е годы была создана научная школа, возглавляемая профессором Э.Д. Новожиловым, который занимается исследованием проблем содержания и методики преподавания технологии в образовательной школе и педвузе.

Созданный и возглавляемый им Диссертационный Совет по защите докторских диссертаций по специальностям «Теория и методика преподавания математики», «Теория и методика преподавания физики», «Теория и методика профессионального образования», в полном объеме определяет функционирование на факультете аспирантуры и докторантуры. За последние годы были защищены 10 кандидатских и 3 – докторские – сотрудниками факультета.

Сегодня факультет, как и весь университет ориентирован на подготовку учителей для Московской области. В подмосковных городах: Химки, Подольск, Троицк, Раменское, Люберцы, Одинцово, Черноголовка – создана целая сеть образовательных учреждений – партнеров факультета. Значительная доля контингента дневного отделения формируется из выпускников педагогических классов.

Учебный процесс на факультете осуществляется преподавателями двух кафедр:

  • кафедра теории и методики профессионального образования – зав. кафедрой д.п.н. засл. деятель науки, проф. Э.Д. Новожилов.
  • кафедра основ производства и машиноведения – зав. кафедрой проф. Н.Н. Лавров.

На факультете осуществляется подготовка учителей технологии и предпринимательства со специализацией «Предпринимательство в образовательных учреждениях». Подготовка студентов осуществляется преподавателями кафедры экономической теории возглавляемой д.э.н. проф. Е.В. Юферевой.

Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы на факультете являются:

— исследование содержания и методики преподавания учебных дисциплин базовой и вариативной подготовки по специальности «Технология и предпринимательство» в высшей школе;

— исследование проблем содержания и методики преподавания технологии и графической подготовки в общеобразовательной школе;

— исследование проблем стандартизации подготовки студентов ФТП;

— создание модели учебно-предпринимательской деятельности студентов ФТП.

Важнейшим направлением научно-методической работы надо считать участие сотрудников факультета в разработке школьных и вузовских госстандартов. Зав. кафедрой ОПМ проф. Н.Н. Лавров является одним из авторов госстандарта по специальности «Технология и предпринимательство», проф.,д.п.н. Э.Д. Новожилов – разработчик раздела методики преподавания технологии и предпринимательства этого стандарта. Проф., д. п. н. Л.Н. Анисимова одна из авторов проекта стандарта по черчению для образовательной школы, победившего в конкурсе, проводимом Минпросом РФ.

Результаты научно-методических исследований внедряются в учебный процесс, который претерпел ряд серьезных изменений. Это касается практически всех аспектов учебной деятельности. Речь идет о внедрении собственной модели подготовки выпускника, созданной в результате интенсивной экспериментальной исследовательской работы, проводимой на факультете в 80-90 гг.

Модель подготовки учителя технологии и предпринимательства предполагает внедрении концентрической схемы, предусматривающей общую базовую и вариативную специальную подготовку студента. При этом базовый концерт является фундаментальным, как с точки зрения построения обучения в рамках специализации, так и в контексте непрерывного обучения.

Профилизация же и дальнейшая детализация подготовки определяется выбором студентом варианта специализации.

В рамках этого подхода разработана собственная педагогическая стратегия, включающая создание фундаментальных интегративных курсов общетехнической и методико-педагогической подготовки, пересмотр форм и содержания технологических и педагогических практик, расширение студенческой учебно-исследовательской работы в рамках курсового и дипломного проектирования, интегрированного с техническим и декоративно-прикладным творчеством студентов. Эффективность научных разработок, осуществленных в рамках исследовательской работы факультета, подтверждается внедрением их результатов в федеральные нормативные документы, регламентирующие подготовку выпускников по специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство», федеральные примерные учебные планы. На основании учебных программ, разработанных преподавателями факультета создано 13 федеральных программ дисциплин федерального компонента предметной подготовки выпускника по государственному стандарту второго поколения, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Отличительной особенностью научной деятельности кафедр в последние годы является активное вовлечение студентов в научную работу, выполнение ими курсовых работ в общем научном русле. Особо следует отметить роль выполнения комплексных дипломных работ прикладного характера в подготовке будущего преподавателя, способного к самостоятельной научно-методической работе в школе, что особенно необходимо в настоящий период.

Реализация разработанной модели подготовки потребовала активной работы по разработке программно-методического обеспечения нового поколения. Разработаны и вводятся в учебный процесс интегративные курсы по материаловедению — автор член ряда российских и зарубежных научных обществ – профессор А.А. Гуляев; по обработке конструкционных материалов – автор проф. Е.Н. Тронин, по прикладной механике – автор доц. Н.В. Сылка. Большой вклад в учебный процесс факультета вносят выпускники факультета. Это старший преподаватель Н.П. Шпаков, ведущий работу в технологическом практикуме, и.о.доц. М.А. Кошелева, и.о. доц. С.А. Кордышева, ст.преп. Т.В. Обухова, защитившие кандидатские диссертации в Диссертационном Совете, возглавляемом проф. Э.Д. Новожиловым, методист заочного отделения Н.А. Абрамова.

Не сдают позиции и ветераны. Да и не поворачивается язык их так назвать – столько в них энергии и инициативы. Это Н.Т. Дружкова, прошедшая путь от выпускницы первого выпуска факультета до заместителя декана, доцента, автора многих учебников и учебных пособий для студентов нашей специальности. В.Н.Назаров, к.п.н, доцент кафедры основ производства и машиноведения, более 35 лет работы на факультете.

Ушедшие из жизни ветераны Ф.А. Косов, более 30 лет заведующий учебными мастерскими факультета, доценты В.П. Новиков, В.Н. Назаров и В.Д. Васин, преподаватель общетехнических дисциплин, А.Т. Пронин, преподаватель черчения и технического творчества.

В настоящее время на факультете организована трехуровневая подготовка: бакалавриат-магистратура-аспирантура по направлению подготовок 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое и экономическое образование» очной формы обучения, 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование» заочной формы обучения, 44.04.01 «Педагогическое образование», программа подготовки «Профессиональное образование» очной формы обучения магистратура, 44.06.01. «Образование и педагогические науки» направление «Теория и методика профессионального образования» аспирантура.

Мы гордимся нашими выпускниками.

Глозман Александр Евгеньевич — выпускник 1989 года. Закончил индустриально-педагогический факультет. В настоящее время – заместитель директора Центра образования № 293 северо –восточного округа г. Москвы. Учитель технологии. Педагогический стаж – 17 лет. Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, победитель профессиональных конкурсов «Учитель года Москвы-97», «Учитель года России-97», Лауреат Премии президента РФ в области образования, член Федерального координационного совета Министерства образования РФ.

Никишков Михаил Петрович — выпускник 1974 года. 1974-1976 г. – учитель физики. 1976-1993г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 1994-1994г. – директор Горчаковской средней школы. С 2000 года – в системе управления делами президента Российской Федерации.

Симонов Валентин Петрович — выпускник 1969 года, доктор педагогических наук, профессор, в настоящее время декан факультета повышения квалификации.

Овакимян Юрий Оганесович — выпускник 1964 года. В настоящее время заведующий кафедрой в Московском государственном педагогическом университете (МГПУ). Доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного просвещения.

Савина Наталья Анатольевна – выпускник заочного отделения ФТП, в данный момент завуч Гжельской школы.

Барсков Олег Анатольевич. Сейчас начальник отдела кадров Щелковской администрации.

И многие другие…

Отличительной чертой развития факультета является активное участие студенческой молодежи в общественной жизни университета. Всегда шагает в ногу с университетом. Наши студенты принимают участие во всех спортивных, культурно – массовых мероприятиях университета. Получали дипломы и грамоты за призовые места на первенствах по шахматам, по баскетболу, волейболу и футболу.

55 лет…55 лет подготовки учителей труда, технологии. С гордостью оглядываясь на пройденный путь, факультет с уверенностью смотрит вперед. Нынешние студенты факультета будут решать проблемы технологического образования в школе XXI века. И в этом труде будет и доля их «альмаматер»-факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета. Жизнь продолжается…