31 января 2019 года решением Учёного совета МГОУ была создана «Международная научно-практическая лаборатория по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основная тема научно-исследовательской работы – проектирование инновационных психолого-педагогических технологий коррекции и развития детей с ОВЗ и инвалидностью в идеологии компетентностного подхода.

Цели и задачи лаборатории

  1. Развитие и совершенствование системы высшего, общего, специального и инклюзивного образования Московской области и международной научной деятельности МГОУ, факультета специальной педагогики и психологии МГОУ.
  2. Организация совместной научно-исследовательской и сетевой деятельности с зарубежными образовательными организациями высшего образования и иными организациями.
  3. Разработка и совершенствование диагностических и коррекционных психолого-педагогических технологий.
  4. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность молодых учёных, аспирантов, магистров, студентов, – формирование новых актуальных компетенций, обеспечение высокого качества научной работы.
  5. Повышение качества подготовки бакалавров, магистрантов и аспирантов в области развития специального (дефектологического) образования.
  6. Реализация международных, всероссийских, региональных и междисциплинарных проектов, обеспечивающих инновационное развитие системы образования Московской области.

Связи с зарубежными партнёрами

  • Германия, Мюнхен: Мюнхенский Католический Университет, Институт ранней педагогики, – внедрение психологопедагогической технологии «Телесная азбука» в детских садах г. Мюнхена; академические обмены, стажировки, совместные исследования и публикации;
  • Германия, Берлин: чтение лекций в МГОУ, в Университете им. А. Гумбольдта (Берлин); совместные исследования и публикации, академические обмены;
  • Сербия, Белградский государственный университет: международные конференции, академические обмены, совместные исследования и публикации;
  • Италия, Университет г. Перуджа: академические обмены, совместные исследования и публикации, двойной диплом магистратуры «Консультирование в специальном образовании» (возможность работать в странах ЕС);
  • Китай – начало контактов.

Российских сотрудников – 12человек; Зарубежных – 7 (доктора, профессора).

Разработаны инновационные авторские семинары
в объемах от 18 до 72 часов:

  • К.п.н., доцент А.А. Ерёмина – «Работа тьютора с детьми с ООП»;
  • К.б.н., доцент С.А. Морозов – «Работа с детьми-аутистами»;
  • К.п.н., доцент О.Н. Тверская – «Альтернативные коммуникации»;
  • Д.п.н., профессор А.А. Дмитриев — «Телесная азбука»;
  • К.пс.н., В.Г. Колягина — «Арт-педагогика и арттерапия в специальном образовании»;
  • Д.м.н., профессор И.Е. Лукьянова – «Нейромоторная активация межполушарного взаимодействия с целью раскрытия интегративных возможностей мозга обучающихся»;
  • К.пс.н., доцент С.А. Дмитриева – «Основы психодиагностики детей с ОВЗ»;
  • К.пс.н., доцент С.С. Бетанова – «Проблемы выгорания педагога и его профилактика»;
  • В.И. Чукальская – «Креативная компетентность детей с ОВЗ»;
  • Е.С. Гомозова – «Особенности развития детей с РАС»;
  • В.А. Галкина – «Формирование регулятивных базовых учебных действий у умственно отсталых школьников».

Вся деятельность Лаборатории строится
по двум основным направлениям:

  1. Организация и проведение научно-исследовательской работы, повышение публикационной активности сотрудников, развитие международных отношений.
  2. Инновационная деятельность, направленная на зарабатывание финансовых средств в процессе проведения авторских семинаров, заключение и реализация договоров с различными организациями на возмездной основе.

За минувшие полгода с момента организации и начала деятельности Лаборатории проведена следующая работа:

  1. Сотрудниками Лабораторией совместно с кафедрами факультета специальной педагогики и психологии опубликован сборник научных статей Международной конференции «Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями» (РИНЦ).
  2. Опубликовано учебно-методическое пособие к.пс.н., В.Г. Колягиной «Музыко-терапия в специальном образовании».
  3. За полугодовой период работы Лаборатории опубликовано 3 статьи в журналах, индексируемых в системе ВАК России, 2 – в системе Scopus. Также направлены для публикации за рубежом 7 статей, в том числе 3 – в системе Scopus.
  4. Заключено 10 договоров с различными подмосковными организациями – Ассоциацией специалистов по работе с детьми с ОВЗ, Благотворительным фондом «Путеводная звезда», детскими садами и школами в целях проведения экспериментальной работы по внедрению современных педагогических технологий коррекции нарушений в развития детей с ОВЗ и инвалидностью.
  5. Подписан меморандум о научном сотрудничестве с Белградским университетом, факультетом специального образования и реабилитации.
  6. Началась работа над четырьмя докторскими и тремя кандидатскими диссертациями по теме Лаборатории.

Сотрудниками Лаборатории подготовлена программа по организации и проведению Всероссийской студенческой Олимпиады по специальной педагогики и психологии с Международным участием, которая пройдет в ноябре 2019 года в нашем университете.