29 сентября 2016 года в Государственном образовательном учреждении высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет» состоялась Межрегиональная конференция «Профилактика и преодоление социальной исключенности детей и молодых инвалидов с выраженными ментальными нарушениями».

Организаторами конференции выступили:

—  факультет специальной педагогики и психологии Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет»;

— Ассоциация специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области.

Цель конференции: представление эффективных практикоориентированных моделей коррекционно-педагогических технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В конференции приняли участие 179 делегатов из числа специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе работы участниками конференции рассмотрены вопросы: современные подходы и опыт создания социально-образовательной среды для лиц с выраженными ментальными нарушениями; непрерывное образование, в том числе инклюзивное: от (раннего вмешательства) дошкольника до (профессиональной подготовки) студента; стратегия и тактика реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, условия для межведомственного и сетевого взаимодействия; организация взаимодействия образовательной организации и родителей (лиц их замещающих) в условиях вариативных форм жизнеустройства детей с инвалидностью; эффективные технологии обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах дошкольного, школьного и профессионального образования.

Основные вопросы конференции обсуждались на заседаниях в трёх секциях:

Секция 1. Технологии профилактики и преодоления социальной исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Секция 2. Организация образовательного процесса для обучающихся с выраженными, тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях модернизации.

Секция 3. Современные технологии обучения и воспитания детей и подростков с выраженными нарушениями развития и подходы к определению результатов.

По итогам работы конференции были выработаны следующие

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

Министерству Образования Российской Федерации, Министерству Московской области:

— продолжить совершенствование нормативно-правовой базы образования обучающихся с ОВЗи инвалидностью;

— способствовать открытию новых профилей подготовки бакалавров и магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование;

— на всех профилях бакалавриата и магистратуры укрупнённой группы специальностей «Образование и педагогические науки» рекомендовать введение курса «Основы дефектологии» в объеме от 2 до 10 зачетных единиц;

—  способствовать развитию олимпиадного движения среди учащихся образовательной организаций как важнейшего звена профориентационной работы по привлечению абитуриентов на направление Специальное (дефектологическое) образование;

— увеличить количество федеральных и региональных цифр приема студентов на направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование.

Ассоциации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области; руководителям образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

— способствовать развитию толерантности в отношении детей с ОВЗ и детей-инвалидов в обществе;

— способствовать оптимизации механизмов взаимодействия родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, а также общественных организаций в системе предоставления разносторонней помощи детям с ОВЗ;

— содействовать дальнейшему развитию подготовки бакалавров и магистров по направлению Специальное (дефектологическое) образование;

— способствовать реализации идеи инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью;

— создавать необходимые условия для оказания консультативной помощи педагогам и родителям при реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;

— поддержать МГОУ в реализации учебной и педагогической практик студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Факультету специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета:

— разработать для всех психологических и педагогических образовательных программ бакалавриата и магистратуры МГОУ курс «Основы дефектологии»;

— способствовать внедрению в программы переподготовки и курсов повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников курс «Основы дефектологии»;

— разработать программу повышения квалификации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— разработать комплексную программу в сфере трудоустройства молодых инвалидов по развитию защищенной занятости, поддерживаемой занятости и занятости на свободном рынке труда;

— рассмотреть вопрос о создании государственной службы по «сопровождаемому проживанию» (социальные квартиры, социальные поселения и т.п.) для лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования Московской области:

— разработать модель профессионального обучения для лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями;

— в классах с инклюзивной формой обучения не учитывать показатели успеваемости детей с ОВЗ в общих показателях успеваемости образовательной организации;

— рассмотреть вопрос об организации подвоза ребенка с ОВЗ к месту учебы по медицинским и  социальным показателям;

— обеспечить медицинский контроль и медицинское сопровождение учащихся с ОВЗ в период их нахождения в образовательной организации;

— организовать повышение квалификации и переподготовку педагогических работников учреждений, подведомственных министерству социального развития Московской области, на базе образовательных организаций ВПО Московской области, осуществляющих данный вид деятельности;

— создать в Московской области условия для профессионально обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями;

— обеспечить распространение опыта работы площадок по апробации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Участники конференции выражают надежду на то, что рекомендации Конференции найдут отражение в учебных планах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников, в научно-методических семинарах образовательных организаций и индивидуальных планах профессионального развития педагогов и психологов.