В мероприятии приняли участие члены Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области, центр комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов МГОУ, студенты и преподаватели МГОУ, специалисты из Германии.

Памятное фото с коллегами из Германии

Семинар проходил в течение двух дней.

16 ноября 2017 года на ул. Радио, 10А состоялось пленарное заседание, которое открыл проректор по учебной работе и международному сотрудничеству В.М. Клычников. С приветственным словом выступил декан факультета Специальной педагогики и психологии доктор педагогических наук, профессор А.А. Дмитриев.

Далее выступили с докладами немецкие гости. Доктор педагогики и психологии, профессор, главный советник Баварского государственного института ранней педагогики Бернхард Нагель; руководитель департамента по труду и социальным вопросам, по вопросам семьи и интеграции министерства Баварии Ханс-Юрген Дункель; лингвист, логопед, научный сотрудник Баварского государственного института ранней педагогики Криста Киферле; социальный педагог из Берлина Анна Луиза Фридерике Шлегель.

17 ноября 2017 года Международный научно-практический семинар «Специальное и инклюзивное образование в России и Европе» проходил в мытищинском корпусе МГОУ. Работу второго дня Международного научно-практического семинара открыл декан факультета Специальной педагогики и психологии доктор педагогических наук, профессор А.А. Дмитриев. Он приветствовал присутствующих и представил гостей из Германии. В своем докладе «Специальное и инклюзивное образование в России» профессор Дмитриев сообщил о том, что для реализации системы инклюзивного образования главным подспорьем стала Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая в 2006 году, но своё существенное развитие инклюзия в нашей стране получила в 2012 году.

В честь Международного дня дефектолога студентами факультета специальной педагогики и психологии был подготовлен праздничный концерт. Студентами 1 и 2 курса была показана история двух героев, их знакомство со страной под названием «Специальная и коррекционная педагогика» и царём этой науки Диклофинаком.

Концерт. Финальный выход участников. Студенты 1 и 2 курсов факультета специальной педагогики и психологии

В концерте также принимали участие учителя-дефектологи, работающие в системе специального и инклюзивного образования Московской области и входящие в Ассоциацию специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Педагог из Удельнинской школы-интерната исполняет произведение на балалайке

Педагоги из Удельнинской школы-интерната исполняют брейк данс

Танец педагога школы-интерната Люберецкого муниципального района

По окончании концерта с докладом «Перспективы развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья» выступил президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Георгий Валерьевич Крюков. Он сообщил об итогах Второго всероссийского съезда дефектологов и задачах педагогов Московской области в свете принятых там решений и наградил лучших педагогов благодарственными письмами от депутата ГД РФ, Президента Ассоциации «Учителя Подмосковья» Л.Н. Антоновой. В докладе также было отмечено, что в резолюции съезда особое внимание уделено качеству подготовки дефектологических кадров по существующим направлениям подготовки специалистов,  а также необходимости внедрения новых направлений подготовки педагогических кадров. Г.В. Крюков отметил, что есть понятие «инклюзии» как принципа образования, выражающегося в равном доступе к нему всех без исключения, а есть понятие «инклюзии» как одной из форм обучения, и такая форма показана далеко не всем обучающимся с ОВЗ, это следует учитывать в своей работе. Г.В. Крюков также проинформировал присутствующих, что на съезде принято решение о создании Всероссийского союза дефектологов.

Награждение педагогов-членов Ассоциации за подготовку победителей в XI конкурсе «Лучший по профессии» в Московской области

Затем было предоставлено слово гостю из Германии профессору Бернхарду Нагелю, который выступил с докладом «Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья», в котором он коснулся проблемы оказания ранней помощи детям с тяжёлыми нарушениями в развитии, а также включения их в систему инклюзивного образования. Было отмечено наличие определенных противоречий. По закону Германии дети с тяжёлыми нарушениями в развитии или дети, которые имеют заболевания, требующие постоянного контроля со стороны медицинских работников, вообще не имеют права и возможности посещать дошкольные учреждения. В соответствии с конвенцией о правах инвалидов все дети имеют право на обучение и воспитание, это означит, что дети с тяжелыми нарушениями тоже имеют на это право. Безусловно, следует соблюдать закон, однако, очень непросто обеспечить право этих детей на посещение дошкольного образовательного учреждения в силу их болезни. Еще одна группа детей была выделена профессором Нагелем — это дети группы риска, которые не имеют характерных признаков отклонения, но имеют пограничные, схожие признаки с теми или иными нарушениями, а также дети со сложным поведением и дети, находящиеся в сложной социальной ситуации. Дети из всего спектра представленных групп посещают дошкольные учреждения, и включение их в инклюзию является важной задачей. В Германии есть традиция по созданию смешанных групп в дошкольных учреждениях, т.е. нет разделения детей по разным возрастным группам, как это принято в других странах, что позволяет детям, по мнению профессора Нагеля, лучше и быстрее развиваться. Перед педагогами стоит сложная задача вовремя отслеживать влияние одних детей на других и дифференцировать подход в обучении и воспитании детей. Принимая во внимание, что с введением инклюзивной системы образования в эти разновозрастные группы будут включены дети с проблемами в развитии, можно предположить, что перед педагогами встает еще более сложная задача. Вот почему речь идет как о плюсах, так и о минусах инклюзии. С одной стороны, идет развитие и социализация детей с нарушенным развитием, и очевидна важность их включения в общеобразовательную среду, а с другой стороны, появляются сложности в процессе воспитания и обучения. В заключение профессор Нагель сказал, что в Германии, также как и в других странах, пока нет чётко разработанной совершенной системы инклюзивного образования.

Далее с докладом «Разработка адаптивных образовательных программ для детей с ОВЗ в свете новых ФГОС» выступила доцент кафедры логопедии к.п.н. Анна Александровна Ерёмина. В докладе была представлена важная информация о том, как в свете новых образовательных стандартов разрабатываются адаптивные программы для детей с ОВЗ. Была подчеркнута важность создания программ для каждой категории детей с ОВЗ в отдельности, подчеркнута необходимость обращать внимание на сроки и этапы обучения для разных нозологических групп.

Следующее слово было предоставлено победителю конкурса 2017 года «Лучший по профессии Московской области в сфере образования» Дмитрию Вячеславовичу Московцеву, который в своём выступлении «Трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья» представил новейшие технологии, применяемые в процессе обучения и воспитания детей данной категории, а также подчеркнул важность участия в профессиональных конкурсах педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

После перерыва немецкими специалистами были проведены открытые лекции для студентов факультета Специальной педагогики и психологии, которые плавно перешли в беседы на основе обмена опытом. Студентов интересовали вопросы подготовки специалистов по работе с детьми с ОВЗ, возможности обучения детей с ОВЗ в высшей школе, вопросы трудоустройства данной категории лиц, подготовки тьюторов и многие другие вопросы практического профессионального характера. Немецкими преподавателями были предложены мастер-классы и брифинги, в которых студенты приняли активное участие.

Таким образом, Международный научно-практический семинар «Специальное и инклюзивное образование в России и Европе» получился научным, интернациональным, профессионально насыщенным, наполненным множеством интересных событий и взаимно полезным.