Более 5 лет на базе Московского государственного областного университета работает Ассоциация специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области. Главная цель деятельности организации — повышение доступности и качества образования лиц с особыми образовательными потребностями. О проекте Ассоциации, который, в числе других наиболее интересных проектов НКО, получил поддержку Фонда Президентских грантов,  рассказал её президент, главный советник при ректорате МГОУ Георгий Валерьевич Крюков в своей статье «Система конкурсов «Я могу!» Данная статья вышла в журнале «Благотворительность в России», №1 (36)/2020), мы публикуем её и на нашем сайте.

В настоящее время Ассоциация объединяет более тысячи педагогов, логопедов, психологов, тьюторов, родителей из Московской области, всех, кто связан с темой реабилитации, прежде всего, психолого-педагогической, людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. К моменту юридического оформления Ассоциации необходимость её создания была очевидной. С одной стороны, мы имели организационную и идеологическую поддержку со стороны Ассоциации «Учителя Подмосковья» и её руководителя — депутата Государственной Думы РФ, академика РАО Лидии Антоновой, с другой, мы понимали, что необходимо объединить всех специалистов, работающих в данной сфере. Свою роль сыграло и принятие нового Закона «Об образовании в РФ», и повсеместное развитие инклюзивной формы обучения, и изменения в целом в подходе к проблемам обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития. Считаем, что к настоящему моменту многое удалось сделать. Во-первых, само за себя говорит количество членов Ассоциации  — более 1000 человек. Во-вторых, в регионе сложилась достаточно эффективная система взаимодействия нашей организации с Министерством образования Московской области и с региональным отделением Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Это очень важно для достижения реальных положительных результатов в повышении доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В-третьих, мы можем уверенно говорить и о реализации многих наших планов, и о том, что в позитивных изменениях, которые происходят в Московской области, есть и заслуга Ассоциации.

Президент АСРДОВЗ МО Г.В. Крюков и вице-президент А.А. Дмитриев

Наша конечная цель — достижение максимально возможного уровня социальной адаптации каждого человека (не только ребенка, но и взрослого) с особенностями развития. Конечно, Ассоциация не сможет решить все проблемы в данной сфере, но мы определили для себя ключевые направления деятельности:

­ -повышение квалификации педагогов, работающих с особыми детьми, повышение уровня компетенции родителей (конференции, семинары, круглые столы, куда мы приглашаем лучших отечественных и зарубежных специалистов, Форум молодых педагогов (в этом году попробовали такую новую форму двухдневного тренинга, всем понравилось), конкурсы профессионального педагогического мастерства, Предметные недели));

 ­ -работа в сфере законодательства, инициация поправок в действующие российские и региональные законодательные и нормативные акты, касающиеся предмета деятельности Ассоциации;

 ­ -взаимодействие со всеми образовательными организациями региона, как специальными, так и реализующими инклюзивную форму обучения, по вопросам повышения доступности и качества образования детей с ОВЗ;

— ­проведение конкретных мероприятий для детей, способствующих их социальной адаптации: профессиональных, творческих конкурсов, спортивных соревнований, летних интеграционных лагерей;

— оказание адресной помощи детям и образовательным организациям.

Понятно, что для более эффективной работы требуются ресурсы, в том числе и материальные, которых всегда не хватает. Нас очень поддерживают членские взносы, помощь благотворителей, таких, как ИГ «Абсолют», БФ «Путеводная звезда», других физических и юридических лиц. Также мы стали активно участвовать в грантовых конкурсах и уже дважды получили поддержку от Фонда президентских грантов, что нам очень помогло в проведении конкурсов «Лучший по профессии» для ребят с интеллектуальными нарушениями, и в творческом конкурсе, где участвуют все дети с ограниченными возможностями здоровья. Так, в 2018 году был поддержан наш проект для детей «Я могу» (система конкурсов для данной категории детей).

Основная идея проекта — улучшение качества дополнительного и профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья и, как следствие, реабилитация и абилитация детей с ОВЗ на более высоком уровне через развитие творческих способностей и повышение уровня их профессиональной подготовки. В рамках проекта проходили творческие и профессиональные конкурсы. В творческом конкурсе участвуют учащиеся и воспитанники дошкольных образовательных организаций, школ для обучающихся с ОВЗ, детских домов-интернатов системы социальной защиты, средних общеобразовательных школ (из числа обучающихся с ОВЗ) всех нозологических групп, в профессиональном — учащиеся с нарушением интеллекта, для которых обучение профессии является профилирующим предметом, на который отводится наибольшее количество часов в учебном плане. Творческий конкурс проходит в 8 номинациях: вокал (соло, ансамбль, хор), инструментальное исполнительство, танец, театрализованное представление, театр моды, оригинальный жанр. Сначала проводятся предварительные зональные этапы, а затем финал. За время проведения конкурса мы каждый год наблюдаем количественные и качественные изменения, видим, что расширяется круг участников, повышается уровень исполнительского мастерства, растёт интерес со стороны педагогов и учащихся.

Участники творческого конкурса

Профессиональный конкурс проходит также в два этапа: зональные соревнования и финал, по наиболее распространенным профилям трудового обучения: столярное дело, слесарное дело, швейное дело школы представляют выставки творческих работ, выполненных во внеурочное время. Темы творческих выставок и задания для учащихся каждый год меняются. За время проведения данного конкурса мы также видим количественные и качественные изменения: стали принимать участие практически все школы региона для детей с нарушением интеллекта, впервые – дети с нарушением слуха, значительно повысилось качество выполняемых на конкурсе и представленных на выставке работ.

Участники профессионального конкурса

Работа с детьми успешно проводится в летнем интеграционном лагере

Занятия творчеством, участие в профессиональных конкурсах, возможность реализовать себя в данных направлениях повышает мотивацию учащихся получить образование, интерес к выбранным профессиям, что в конечном итоге способствует лучшей социальной адаптации детей с ОВЗ, облегчает их дальнейшее обучение в техникумах и колледжах. По результатам прошедшего конкурса налажено сотрудничество с движением «Абилимпикс». Мы проводим большую работу по замене устаревшего оборудования в специальных школах, по обучению педагогов новым технологиям, прежде всего помогая тем учреждениям, которые готовы принять конкурсы на своих площадках.

Для студентов Московского государственного областного университета, будущих педагогов-дефектологов, привлекаемых в качестве волонтёров, работа на конкурсах является хорошей педагогической практикой. Для учителей школ появляются дополнительные стимулы для повышения профессионального уровня, поисков новых форм работы. Лучшие педагоги номинируются на премию губернатора Московской области «Лучший по профессии в сфере образования».

Оба конкурса мы провели уже в 13-й раз (до создания Ассоциации организатором мероприятий являлся благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»). В профессиональном конкурсе участвовали более 100 детей, в творческом —более 700. С 2019 года  творческий конкурс стал открытым, в нем впервые приняли участие представители 5 регионов России и Китая.

Из заявки на участие в конкурсе грантов:

Основная проблема детей с ОВЗ, которых в Московской области свыше 66000— это проблема их социальной адаптации, интеграции в социум. По статистике, нормально адаптируются в обществе не более 10% выпускников учреждений для детей-сирот. Цифра для выпускников коррекционных школ-интернатов не из числа сирот не на много выше, даже в советское время она не превышала 25%. Это показывают и результаты мониторинга, проведённого нашей Ассоциацией. Первый всероссийский конгресс по реабилитации, прошедший в 2017 году в Санкт-Петербурге, ориентировал специалистов на то, что реабилитация и абилитация ребенка с ОВЗ должна быть комплексной, т.е. иметь педагогическую, психологическую, медицинскую, социокультурную составляющие, одну из основных ролей в этом процессе играет образование, в том числе дополнительное и профессиональное. И здесь следует отметить, что наша система конкурсов является единственной в регионе для данной категории детей по критериям системы организации его проведения, охвата детей с ОВЗ и инвалидностью, работы с педагогами дополнительного образования, уровня выступлений участников, а также вовлечения студентов-волонтёров.

Г.В. Крюков, президент АСРДОВЗ Московской области