Министерство образования и науки
Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Московский государственный областной университет
(МГОУ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Всероссийская студенческая олимпиада
по географии для педагогических направлений подготовки

Согласно утвержденному Министерством образования и науки РФ плану проведения всероссийского (третьего) этапа Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования на 2018-2019 год Всероссийская студенческая олимпиада по «Географии для педагогических направлений подготовки» проводится на базе ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет (МГОУ) 7 февраля – 9 февраля 2019 года.

К участию в олимпиаде приглашаются студенты, обучающиеся по образовательным программам 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль – география. Команда должна состоять из пяти участников.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ

ВСО проводится в целях выявления и дальнейшей государственной поддержки талантливой молодежи Российской Федерации, обучающейся по программам высшего образования в организациях высшего образования Российской Федерации, определения качества подготовки обучающихся, совершенствования их мастерства, закрепления и углубления знаний и умений, полученных в процессе обучения по соответствующему направлению подготовки, дисциплине, стимулирования творческого роста, повышения интереса студентов к избранной профессиональной деятельности и формирования кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

Основными задачами ВСО являются:

— стимулирование творческого роста и повышения интереса обучающихся к избранной профессиональной сфере;

-повышение качества высшего образования в интересах развития личности, ее творческих способностей и талантов, обеспечения академической мобильности обучающихся;

-развитие компетенций в соответствии с ФГОС ВО, ФГОС ВО 3 +, ФГОС ВО 3++, творческого мышления, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности на основе оценки ее социальной значимости и личностной мотивации студентов;

-проверка способностей обучающихся к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию;

-формирование кадрового потенциала для исследовательской, административной и иной деятельности при поддержке представителей профессионального сообщества, ассоциаций работодателей.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ

К участию в заключительном всероссийском (третьем) этапе ВСО по географии для педагогических направлений подготовки допускаются студенты вузов России, победители или призеры региональных или вузовских олимпиад. В случае  если региональная или вузовская олимпиада не проводилась, то вуз может направить на Всероссийскую олимпиаду команду, сформированную из победителей внутривузовской олимпиады.

К участию в ВСО допускаются граждане Российской Федерации, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль – география, в возрасте от 18 до 25 лет включительно на дату проведения ВСО.

Организационный взнос за участие в ВСО составляет 1 500 рублей за каждого участника (организационный взнос осуществляется безналичным или наличным платежом учебным заведением, студенты которого являются участниками ВСО).

Оплата расходов на проезд и проживание участников производится за счет средств командирующего ВУЗа.

Проживание участников ВСО осуществляется на выбор участников:

  1. Гостиница «Герда», расположенной в шаговой доступности (5 минут) по адресу: г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д.21(стоимость проживания в двухместном номере в сутки от 1800 руб. до 3 500 руб.). Бронирование мест размещения участников ВСО осуществляется
    по телефону: +7 495 780-70-98; +7 929 937-50-40 или электронной почте: hotel_gerda@mail.ru (сайт гостницы http://www.hotelgerda.ru/)
  2. Хостел «Мистер Хостел», расположенный в шаговой доступности (15 минут) по адресу: г. Мытищи, Новомытищинский просп., 43, корп. 3 (стоимость проживания в сутки 500 руб.). Бронирование мест размещения участников ВСО осуществляется по телефону: +7 (977) 596-74-16 (сайт хостела http://mister-hostel.ru/)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

Задания ВСО по географии для педагогических направлений подготовки (44.03.01, 44.03.05) включает выполнение теоретических и практических конкурсных заданий, содержание которых соответствует тематике олимпиады ФГОС ВО, ФГОС ВО 3 +, ФГОС ВО 3 ++.

Выполнение всех видов конкурсных заданий оценивается
по критерию – 100 баллов.

Для проведения каждого вида конкурсных заданий готовится несколько вариантов заданий. Перед  началом  выполнения  конкурсных  заданий  проводится розыгрыш вариантов.

Первое задание теоретического тура  всероссийского  этапа  Олимпиады – конкурс «Визитка» творческое  (командное). Конкурс направлен на популяризацию и повышение  престижа  педагогической  профессии,  выявление  и  формирование общекультурных компетенций студентов. Командам предлагается представить домашнее задание в  жанре выпуска новостей.

Время выступления не более 5 минут. Очередность выступления определяется по жребию перед началом конкурса. Несоблюдение временного регламента приводит к снятию с команды 3штрафных баллов.

Выступление  каждой  команды  оценивается  баллами  в  соответствии  с критериями:  соответствие  теме конкурса и  жанру;  актуальность педагогической   идеи;   аргументированность   содержания   выступления;

оригинальность выступления; артистизм.

Творческий конкурс максимально оценивается в 10 баллов. Примерное время проведения 1 час.

Шкала оценки:

0 баллов – критерий не выражен

1 балл – критерий выражен частично

2 балла – критерий выражен в полной мере.

Второе  задание  теоретического тура  всероссийского  этапа  Олимпиады – «Время капитанов»  (командный конкурс). В конкурсе принимают участие капитаны от каждой команды. Баллы,  полученные  капитаном  на  конкурсе,  засчитываются  каждому  члену  его команды.

Капитанам  предлагаются  вопросы  из  области  педагогической  науки, образовательной практики и их отражение в литературе и искусстве.

Критерии  оценивания:  правильность,  полнота  ответа.

Конкурсное  задание оценивается в 10 баллов. Время проведения конкурса – 30 минут.

Вопросы ранжированы по уровню сложности от 1 до 5 баллов.

Третье задание теоретического тура всероссийского этапа Олимпиады – конкурс «Эрудиция» (индивидуальное участие) проводится в виде теста из 50 вопросов / заданий по  педагогике, методике обучения географии, отдельным разделам географии и выполняется на бумажных бланках.  Цель  теоретического  конкурсного  задания – определение степени владения участниками Олимпиады программным материалом по учебным дисциплинам «Педагогика», «География», «Методика обучения и воспитания (география)».

Теоретическое конкурсное задание оценивается в 25 баллов. Критерии  оценки:  точность,  грамотность.  Примерное  время  проведения конкурса –1 час 20 минут.

Шкала оценки:

0 баллов – ответ неверный

0,5 балла – ответ верный.

Четвертое задание теоретического тура всероссийского этапа Олимпиады – «Педагогический кейс» (индивидуальное участие). Участники получают педагогический кейс и выполняют задание к нему. Цель конкурсного задания – определение степени владения участниками навыка исследования и анализа предложенной ситуации, уровня критического мышления, демонстрации участником своей позиции и точки зрения, представление адекватного ситуации решения.

         Теоретическое конкурсное задание оценивается в 15 баллов. Критерии  оценки:  уровень методологических и теоретических знаний; владение научной терминологией; проявление аналитических способностей; адекватность решения к предложенной ситуации; уровень навыков разработки управленческих решений.

Примерное  время  проведения конкурса –1 час 20 минут.

Шкала оценки:

0 баллов – критерий не выражен

1 балл – критерий выражен частично

2 балла – критерий, в основном, выражен

3 балла – критерий выражен в полной мере.

Содержание и порядок проведения практических конкурсных заданий, позволяющих оценить уровень  владения методами и приемами педагогических технологий:

Первая часть задания практического тура Олимпиады – «Профессионал» (индивидуальное). Участнику необходимо разработать технологическую карту по теме урока и для класса, определенного в ходе жеребьевки. Критерии оценивания: обозначение решаемой проблемы; наличие основных элементов урока (5); наличие УУД (предметные/ метапредметные); результат (продукт) урока;     логичность, структура,  последовательность карты; переключение с одного вида деятельности на другой (наличие разных форм работы).

Продолжительность выполнения задания 4 часа. Технологическая карта оценивается в 12 баллов.

Шкала оценки:

0 баллов — критерий не выражен

1 балл — критерий выражен слабо, неполно

2 балла — критерий выражен в полной мере

Вторая часть задания практического тура Олимпиады – «Ваш выход» (индивидуальное). Проведение со школьниками фрагмента урока на основе разработанной технологической карты и самоанализ.

Критерии оценивания: наличие оргмомента; целеполагание; достигнуто ли целеполагание; соответствие содержания урока заявленной теме; переключение с одного вида деятельности на другой; дисциплина, психологический климат, речь; соблюдение регламента; здоровьесберегающие технологии; креативность, оригинальность, индивидуальность, творчество; самоанализ.

Время на проведение каждым участником фрагмента урока 20 – 25 минут, время на самоанализ не более 5 минут.  Примерная продолжительность тура 4 часа.

Задание оценивается в 13 баллов.

Шкала оценки для критерия от 0 до 2 баллов:

0 баллов — критерий не выражен

1 балл — критерий выражен слабо, неполно

2 балла — критерий выражен в полной мере

Шкала оценки для критерия от 0 до 1 балла:

0 баллов — критерий не выражен

1 балл — критерий выражен в полной мере

Максимальное количество баллов за первое и второе задание первого практического тура 25 баллов

 Третье практическое задание – «Рояль в кустах» (командное). Участники разрабатывают и презентуют настольную игру. Вид, жанр и правила определяются командой самостоятельно. Тема определяется путем жеребьевки. Команде  необходимо презентовать игру, продемонстрировать уровень  владения коммуникативными навыками, творческий подход на основе теоретических знаний по теме. Задание может быть частично выполнено как домашняя заготовка.

Целевая аудитория – члены других  команд – участников  Олимпиады.  На презентацию игры (цель, основные задачи, правила) выделяется не более 7 минут,  на практическую демонстрацию игры не более 20 минут. Несоблюдение временного регламента приводит к снятию с команды 3 штрафных баллов.

Критерии оценивания: соответствие  теме, целям и задачам; наглядность, доступность; соответствие особенностям целевой аудитории; умение объяснять правила и вести игру; эстетика оформления игры.

Примерное время проведения конкурса 2 часа 30 минут.

Задание оценивается в 15 баллов.

Шкала оценки:

0 баллов – критерий не выражен

1 балл – критерий выражен частично

2 балла – критерий, в основном, выражен

3 балла – критерий выражен в полной мере.

 Для подготовки к выполнению конкурсных заданий ВСО рекомендуется следующий перечень литературы:

  1. Федеральный закон «Об Образовании». – М., 2013
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  3. Белякова Е. Г. Психолого-педагогический мониторинг [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Е. Г. Белякова, Т. А. Строкова. — М. : Юрайт, 2018. — 243 с. —Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/50C08F62-F1F2-4D88-ABE4-1830346AA221#page/1
  4. Беловолова Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе [Электронный ресурс]. — М.: Прометей, 2013. — 144 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=557003
  5. Дмитрук Н.Г. Методика преподавания географии [Электронный ресурс]: учебник /Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 320 с. — Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=641830
  6. Ильин Г.Л. Инновации в образовании [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — М.: Прометей, 2015. — 425 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=557161
  7. Кругликов В.Н. Интерактивные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 353 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/D7913A8A-4FEC-490C-AD35-B8460522C302#page/1
  8. Попова С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади [Электронный ре-сурс]: учеб. пособие для вузов /С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. — 2-е изд.— М. : Юрайт, 2018. — 113 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/031A2A39-9704-4768-81BC-DE088470371F#page/1
  9. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Бордовская Н.В.,ред. — 3-е изд. — М. : Кнорус, 2017. — 432с.
  10. Сухоруков В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 359 с. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/6610290E-7845-4259-B88F-3E85DC36D350#page/1
  11. Таможняя Е.А. Методика обучения географии [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина. — М.: Юрайт, 2018. — 321 с. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/A3ED53AE-6B35-4A12-9D19-A0560456662D#page/1
  12. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (дата обращения 29.05.2018)