С  21 по 30 мая 2018 года  студенты факультета специальной психологии и педагогики Романова Алина, Амонова Евгения, Лазовская Ольга, Колесниченко Екатерина, Романова Ольга, Коняшина Оксана, Жирнова Полина, Городничина Мария, Новикова Елена, Бородина Александра, Лыкова Елизавета и студенты факультета психологии Карпова Анастасия, Мединцева Раиса, Сидорова Екатерина вместе с главным советником при ректорате Г.В. Крюковым,  заведующей кафедрой логопедии Е.А. Шиловой, старшим преподавателем  лингвистического факультета  Д.С. Лукиным  прошли стажировку в одном из старейших  и крупнейших университетов Италии, расположенном в городе Перуджа, по программе «Специальная педагогика в Италии».   Руководителем стажировки с итальянской стороны являлся  профессор, доктор Марко Москини.

Студенты и преподаватели МГОУ около  главного здания университета г. Перуджа

Программа стажировки была  интересной и насыщенной.  Студенты и преподаватели слушали   лекции ведущих  итальянских профессоров  в области специальной педагогики Лауры Арканджели, Мойры Санниполи, Стефано Федеричи, Кристины Джаджиоли, Джулия Бальбони и др.  В своих выступлениях педагоги  рассказывали о специфике  обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии в Италии.

Лекция   профессора Лауры Арканджели была посвящена эволюции концепции инвалидности и помощи детям со специальными образовательными потребностями в Италии. Профессор отметила, что  на данный момент в Италии реализуется  система инклюзивного обучения. В стране нет коррекционных  школ. Все дети, и с  нарушением  интеллекта в том числе, учатся  в общеобразовательных школах. Трудности обучения этим детям помогает преодолевать дополнительный педагог, находящийся в классе.

Профессор Лаура Арканджели  читает лекцию для студентов и преподавателей МГОУ

В выступлениях других итальянских профессоров  раскрывались содержательные и технологические особенности  разных моделей помощи детям с нарушениями в развитии.   В частности, итальянские специалисты  отметили, что в стране делается большой акцент  не на коррекцию нарушения, а на  разработку  и реализацию ассистивных технологий – разнообразных приспособлений, средств и услуг, которые позволяют людям с нарушениями вести полноценный образ жизни.  Подход в развитии ребенка в стране  реализуется в парадигме от формирования адаптивного поведения на концептуальном, социальном, практическом уровне к  повышению тем самым уровня его IQ.

Студенты и преподаватели МГОУ слушают лекции итальянских коллег

В рамках программы  стажировки  студенты и преподаватели МГОУ посетили образовательные учреждения Италии: школу с инклюзивными классами и детский сад. Учителя школы и воспитатели детского сада  познакомили  представителей МГОУ с  детьми, показали  работы учеников, рассказали, как на практике осуществляется  обучение детей с образовательными трудностями. Отметили, что основной контингент этих детей – это дети мигрантов и акцент в образовании делается на обучение итальянскому языку.

Студенты и преподаватели МГОУ в инклюзивном классе одной из школ в пригороде г. Перуджа

В детском саду студенты смогли не только познакомиться с системой дошкольного обучения, но и пообщались с детьми,  которые знали русский язык.

Студенты и преподаватели МГОУ общаются  с детьми в  детском саду 

Интересным  и содержательным было посещение студентов и преподавателей МГОУ реабилитационного центра для людей со сложными нарушениями и нарушениями зрения в г. Ассизи.  Руководитель учреждения отметил, что центр курирует министерство здравоохранения, в нем находятся люди разных возрастов, начиная с младенческого, и основной акцент в работе  делается   на выявление сохранных возможностей человека и создание комфортных условий пребывания в центре.

В зале  научных исследований реабилитационного центра для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и нарушением зрения в г. Ассизи

Реабилитационный центр.  Студенты знакомятся с пособиями для обучения людей с нарушением зрения

Итальянскими коллегами было организовано  посещение единственного  в области Умбрия центра для детей с аутизмом. Специалисты центра рассказали, что акцент в работе с такими детьми делается на  диагностику нарушения и использование в работе методов альтернативной коммуникации.

Руководителем стажировки  профессором, доктором Марко Москини было организовано выступление преподавателей и студентов МГОУ перед итальянскими профессорами и студентами. Главный советник при ректорате, Президент Ассоциации специалистов по работе с детьми с ОВЗ Московской области  Крюков Георгий Валерьевич  сообщил о современных подходах к обучению детей с нарушениями в развитии в России, кандидат пед. наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии  Шилова Елена Анатольевна рассказала о подготовке  бакалавров и магистров в области специального (дефектологического) образования на факультете специальной педагогики и психологии, студентка 3 курса факультета специальной педагогики и психологии  Бородина Александра представила видеоролик о волонтерской работе студентов факультета. Выступления представителей МГОУ вызвали большой интерес у итальянской аудитории. Было задано много вопросов и высказано пожеланий о более тесном сотрудничестве.

Профессор, доктор Марко Москини представляет коллег из МГОУ

Выступление студентки 3 курса факультета специальной педагогики и психологии  Александры Бородиной    

Укреплению сотрудничества способствовало и организованное Г.В. Крюковым дистанционное участие итальянских коллег  в заседании Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке.

Очень важные выводы были сделаны в результате сравнения двух подходов в образовании детей с ОВЗ. Есть, чему поучиться у итальянских коллег,   это, прежде всего, налаженное межведомственное взаимодействие между органами образования, здравоохранения и социальными службами, позволяющее реализовывать программы комплексной реабилитации и абилитации каждого ребенка. В то же время, следует сказать, что в России в настоящее время большее внимание по сравнению с Италией  уделяется ранней и дошкольной специализированной помощи детям с ОВЗ, также, несомненные плюсы российской системы образования заключаются в возможности выбора родителями   образовательного маршрута (в отдельных организациях для детей с ОВЗ, в отдельных классах,  либо   совместно с другими обучающимися).

В  конце стажировки студенты и преподаватели МГОУ обменялись мнениями о  ценности и важности практических материалов, представленных итальянскими коллегами, необходимости использования полученной информации в профессиональной деятельности.  Кроме этого, по  итогам проведенной стажировки, было принято совместное решение, с коллегами из Италии,    о продолжении и укрепления сотрудничества, разработке программы стажировок для   итальянских студентов и педагогов, совместном участие в научных проектах, конференциях, написании статей.