Сфера вузовского книгоиздательства сегодня переживает кризис. Он обусловлен рядом причин, среди которых основными являются потеря качества редакционно-издательской подготовки текста, малотиражность, локальность рынка распространения книг.

Возможные пути выхода из сложившейся ситуации рассмотрели 8 сентября 2017 г. на круглом столе «Эволюция вузовского книгоиздания: системный кризис или шанс на выживание», прошедшем в рамках юбилейной XXX Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ). Мероприятие было организовано информационно-аналитическим журналом «Университетская книга» и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. В мероприятии приняли участие начальник Информационно-издательского управления МГОУ Елена Сергеевна Ефремова и начальник отдела по изданию научного журнала «Вестник МГОУ» Анна Фёдоровна Германова.

 Начальник информационно-издательского управления МГОУ Е.С. Ефремова

 

Начальник отдела по изданию научного журнала «Вестник МГОУ» А.Ф. Германова

О мировых тенденциях цифрового книгоиздания рассказал исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Так, например, в США 70% всех книг в категории художественной литературы – электронные, на нетрадиционных производителей (независимых издателей, Amazon, самиздат) приходится 42% продаж. Очевидно, что в книгоиздании произошёл резкий перелом. Значительная часть литературы, которая раньше была традиционно бумажной, стала цифровой. Владимир Харитонов полагает, что происходящее в американской индустрии с небольшой задержкой придёт и в российское книгоиздание.

Работа круглого стола. Модератор: главный редактор журнала «Университетская книга» Елена Бейлина. Участники (слева направо): исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов; зам.директора издательства «Директ-Медиа» Олег Молодецкий; руководитель авторско-правового отдела «ЛитРес» Екатерина Глатерман

В то же время серьёзным трендом на книжном рынке является Open Access (англ. – Открытый доступ). И это происходит не только по воле авторов, издателей и читателей, но и курируется на государственном уровне. Например, в ЕС к 2020 г. результаты исследования должны быть в свободном доступе.

Будущее вузовского книгоиздания специалисты видят в развитии, прежде всего, качества книжной продукции (скрупулёзная редактура и корректура), а также в расширении представительства вузовского издательства на внешних площадках – в специализированных магазинах, библиотеках, интернет-магазинах.

При подготовке текста использованы материалы сайта

журнала «Университетская книга» www.unkniga.ru