История народа принадлежит поэту.

 

А. С. Пушкин – Н. И. Гнедичу.

Михайловское, 23 февраля 1825 г.

 

23-26 августа 2017 г. в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» состоялись Михайловские Пушкинские чтения, посвященные 193-й годовщине приезда А. С. Пушкина в северную ссылку.

Московский государственный областной университет второй раз принимает участие в этом знаменательном событии, которое, несмотря на шлейф традиционности, всё же является уникальным: Михайловские чтения объединяют усилия исследователей творчества А. С. Пушкина и общественных организаций в деле сохранения культа Пушкинской эпохи как выразительницы свободы и героики, романтики и историзма, лиризма и живописной искренней любви – тех духовных ценностей гения А. С. Пушкина, которые выдвинули его талант в число величайших творцов эпохи.

Каждый раз это мероприятие становится знаковым в культурной жизни Пушкинских Гор, научного сообщества и для всех почитателей великого поэта, окрылённый дух которого живёт в этих благословенных местах и подпитывает их родниками его музыкальной, богатой природными оттенками и интонациями лиры. Её любовные мотивы чувствуются повсюду: в дали разлившейся от гроз Сороти, в тени вековых рощ, на лугах, где до сих пор живёт пушкинский чабрец и, конечно же, в воспоминаниях, рассказах и научных трудах участников конференции.

Разлив Сороти. Вид на мельницу и озеро Маленец в окрестностях Михайловского (фото И. И. Фадеевой)

На сей раз сквозной темой чтений стали слова А. С. Пушкина из его письма А. А. Дельвигу: «Не будем ни суеверны, ни односторонни – как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира». Они отражают стремления Пушкина-историка бесстрашно и непредвзято, объективно, беспристрастным «взглядом Шекспира» проникнуть в суть исторических событий минувшего времени, что помогало ему, михайловскому затворнику, создавать творения всечеловеческого звучания.

А. С. Пушкина невозможно отделить от истоков родной земли, её запахов и «трений». Но в то же время в своем творчестве он не выступал только как талантливый «сочинитель», он стремился проникнуть в самую суть древности, раскопать зарытые курганы, найти утерянные следы величия былых событий. Поэтому исторический процесс он рассматривал через сохранившиеся документы, старинные письмена, сказания, памятники словесности от Библии и гомеровской «Илиады» до Данте, Шекспира и современников поэта Байрона, Гете и др. Ни разу не перешагнув границы, А. С. Пушкин был поистине русским европейцем, ибо второй родиной, творческим источником для него одинаково были и Германия, и Франция, и Англия, и Древние Византия и Рим.

Особый долг А. С. Пушкин испытывал перед историей России. Прикосновение писателя к древнерусским текстам, например, к «Слову о полку Игореве», давало возможность ценить истоки русского языка. Известно, что А. С. Пушкин собирался издать «Слово…» с переводом и комментариями.

А. С. Пушкин. Автопортрет в образе Поэта (юноша с длинными кудрями). В черновиках романа «Евгений Онегин», гл. 2, строфы XI-XII; здесь же портреты М. Н. Раевской и А. Ризнич. 1823 год. Из собрания Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

Обращение А. С. Пушкина к истории, философии и законам искусства напрямую связано с созданием нового направления его творчества – реализма, которое поэт назвал «истинным романтизмом». В ходе обоснования новой системы А. С. Пушкин выдвигает наследие Шекспира на ведущие позиции в творчестве.

Еще в 1828 году А. С. Пушкин писал: «Твердо уверенный, что устарелые формы нашего театра требуют преобразования, я расположил свою трагедию по системе отца нашего – Шекспира…». Здесь же он признается, что отказался от системы классицизма ради другой системы, которая характеризуется «верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий».

Подчеркивая уникальность творчества А. С. Пушкина, З. Н. Волконская спрашивала: «Кто она, та мать, зачавшая человека, чей гений – вся сила, все изящество, вся непринужденность; кто – то дикарем, то европейцем, то Шекспиром и Байроном, то Ариосто, Анакреоном, но всегда русским – переходит от лирического к драматическому, от песен нежных, любовных, простых, порою суровых, романтических или язвительных, к важному и безыскусному тону строгой истории».

Обложка проспекта Михайловских Пушкинских чтений — 2017

Таков был лейтмотив Михайловских Пушкинских чтений – 2017. Но, конечно же, это лишь тропинка в пышном лесистом мире его богохранимой музы. Участники конференции – историки, музейные работники, искусствоведы, филологи, философы, культурологи – осветили в своих выступлениях и другие, созвучные шекспировским интонациям темы:

  • всемирная и русская история в творчестве А. С. Пушкина;
  • пророческое призвание А. С. Пушкина;
  • А. С. Пушкин и историко-философские искания первой трети XIX века;
  • А. С. Пушкин в русской и зарубежной философской критике XIX — XX веков;
  • значение литературного наследия Шекспира в творчестве Пушкина;
  • Шекспир и мировая художественная культура;
  • музыка, живопись, театр в русском и зарубежном искусстве XIX – XX веков.

Заседание открыл заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии Российской Федерации, директор Пушкинского Заповедника Г. Н. Василевич, который в приветственном слове рассказал о традициях проведения Михайловских Пушкинских чтений и пожелал участникам успешной работы.

Выступление директора Пушкинского Заповедника Г. Н. Васильевича

На утреннем заседании 24 августа прозвучали доклады проф. О. В. Никитина (МГОУ) «“Пушкин и Россия”: великий поэт в филологических исканиях русских ученых первой половины XX века», проф. Н. Л. Вершининой (Псковский гос. университет) «Проблема национального характера в исторической прозе XIX века: от А. С. Пушкина к Д. Л. Мордовцеву», Н. В. Цветковой (Псковский гос. университет) «Русский национальный характер в восприятии Пушкина и философской критики (С. П. Шевырев)», директора Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН В. В. Головина «“Барышня-крестьянка”. Пушкин и Ростопчин», учителя русского языка (г. Салехард) С. С. Лобинской «Образ “бунтовщика” в исторической прозе А. С. Пушкина и М. А. Алданова».

Выступление профессора О. В. Никитина

Вечернее заседание продолжило историко-культурные дискуссии. Прозвучали интересные, наполненные живой силой пушкинского слога выступления ученого секретаря Шекспировской комиссии РАН доктора философии Н. В. Захарова (Москва) «“По системе отца нашего Шекспира”: шекспиризм как творческая идея А. С. Пушкина», доцента М. Г. Пономарёвой (Ярославский гос. пед. университет имени К. Д. Ушинского) «“Кто действователь?”: “шекспировская” и “карамзинская” версии образа Бориса Годунова в рецепции Н. Полевого (на материале статьи “Борис Годунов. Сочинение Александра Пушкина”)», проф. С.С. Комиссаренко (Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург) «Образ Пушкина как “русского европейца” в традиции русской культуры», научного сотрудника музея-усадьбы Ганнибалов «Петровское» А. Б. Козмина «Образ Ибрагима Ганнибала в литературе и искусстве: от Пушкина до наших дней», проф. Е.М. Дележа (Санкт-Петербургский гос. институт кино и телевидения) «Александр Сергеевич Пушкин и Китай» и др.

 

Участники и гости конференции на заседаниях в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника

Заседание 25 августа открылось интересным, оригинальным докладом Г. Н. Антонова (г. Гатчина), рассказавшего о редких картинах И. К. Айвазовского, на которых были изображены А. С. Пушкин и семейство Раевских в Гурзуфе. Большой научный интерес вызвало выступление доцента Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна И. И. Фадеевой «Сейчас ждем к себе новую синематографическую картину “Жизнь и смерть Пушкина”: К вопросу о социальной политике “Товарищества наследников Красносельской писчебумажной фабрики К. П. Печаткина”».

Организаторы чтений совместно с научными сотрудниками «Новгородского государственного объединенного музея-заповедника» в рамках конференции в Научно-культурном центре пушкинского Заповедника провели экскурсию по выездной экспозиции древнерусского православного искусства, которое вызвало большой интерес у гостей и участников неповторимостью своих форм, красок и образов.

Профессор О. В. Никитин и заместитель директора Пушкинского Заповедника Л. П. Тихонова на выставке древних икон

Всегда эмоциональный, душевный всплеск возникает у слушателей, которые впервые соприкасаются с работниками музея-заповедника, бывшими и нынешними. В их воспоминаниях, размышлениях и подлинных открытиях столько исторической правды и глубины, что каждый раз такие выступления воспринимаются как подвиг, как откровение наследников легендарного С. С. Гейченко. В этот раз среди участников конференции оказались хранитель музея «Пушкинская деревня» В. Ю. Козмин и старший научный сотрудник М. А. Козмина, представившие картину смуты 1917 г. в Михайловском и по архивным документам восстановившие нити событий того страшного времени разорения пушкинских обителей, и Г.Ф. Симакина, с 1965 по 1989 гг. работавшая хранителем усадьбы «Тригорское».

Выступление старейшего сотрудника Пушкинского Заповедника Г. Ф. Симакиной

Замечательны были также выступления доцента Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна И. А. Колосовой «“Чему, чему свидетели мы были…” (о В. К. Заружило)», М. В. Ланиной и И. А. Красновой (Санкт-Петербург) «“Онегин” нашего времени: современное хореографическое прочтение романа А. С. Пушкина».

Выступление профессора О. В. Никитина в дискуссии по итогам Михайловских Пушкинских чтений

Важной частью Михайловских Пушкинских чтений стало общение с усадебной культурой – неотъемлемым компонентом поэтического и духовного мира А. С. Пушкина.

Домик Ганнибалов в усадьбе «Петровское» (фото И. И. Фадеевой)

Участники конференции посетили вотчину предков поэта – Ганнибалов – «Петровское», ознакомились с парком, постояли на берегу удивительного поэтического озера Кучане, вглядываясь в даль с беседки-грота. Замечательной по высоте пушкинской интонации была экскурсия в Михайловском и Тригорском.

Усадьба «Михайловское». После дождя… (фото И. И. Фадеевой)

А дружеские «посиделки» и философствования за чашкой чая с известным историком Ю. А. Соколовым в гостевом домике, где жили участники конференции, превратили чтения в дискуссионный клуб, в котором обсуждались самые спорные проблемы литературоведения, философии культуры и религиозные вопросы.

Потаённое Пушкиногорье. Савкина горка (фото Н. А. Алексеева)

Подводя итоги Михайловских Пушкинских чтений – 2017, заместитель директора Пушкинского Заповедника Л. П. Тихонова отметила важную черту нынешних заседаний и дискуссий: все исследователи в своих докладах подчёркивали не прерывавшуюся веками связь гения А. С. Пушкина с историей и культурой Русской Земли. Он, как и легендарный Шекспир в свое время, – беспристрастный судия – смотрит на нас, «танцующих людей», из глубины веков, но не укоряет и не злобствует, а надеется на светлое пробуждение и любит Отчизну такой, какая она есть, и верит в воскрешение духа.

Участники, гости и организаторы конференции в фойе Научно-культурного центра Пушкинского Заповедника

По материалам чтений будет издан сборник статей. Следующие Михайловские Пушкинские чтения состоятся в августе 2018 года.

Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу и заместителя директора Пушкинского Заповедника по научной, музейной и экскурсионной работе Л. П. Тихонову.

 

О. В. Никитин,

профессор Историко-филологического института МГОУ